Газета,
которая объединяет

С глаз долой – из сердца вон?

Рубрика: от
Автор:

На днях члены фракции ЛДПР в Госдуме проанонсировали готовящийся ими законопроект, призванный убрать с глаз покупателей алкогольную продукцию в магазинах. Воодушевившись запретом на демонстрацию табачных изделий, «соколы Жириновского» решили обрушить всю свою законотворческую мощь и на «зеленого змия».

Один из авторов инициативы, Ярослав Нилов, так объясняет необходимость новации: «Алкоголь является раздражителем головного мозга. Покупатель приходит за хлебом, видит водку и покупает ее. Также в магазинах бывают дети, они приучаются видеть алкоголь среди продуктов питания и вырабатывают определенное лояльное отношение к этой продукции».

Определенная логика в этом мнении есть. Несмотря на все ограничения, алкоголь в России пока что слишком доступен – в том числе для тех, для кого он должен быть недоступен в принципе. Однако есть в этом предложении ряд серьезных недоработок: как экономического, так и социального плана.

Экономика, если этот законопроект будет принят, пострадает сразу в двух направлениях. Первое – это направление производства алкогольной продукции. Сегодня этикетка и содержащаяся на ней информация служит основным критерием качества и способом привлечения покупателей к тому или иному алкогольному продукту, на чем любое уважающее себя ликеро-­водочное предприятие строит собственную маркетинговую компанию. Уберите возможность для потребителя изучить этикетку, и сразу сократится количество наименований продукции, потребляемой россиянами. Соответственно, снизится и прибыль заводов.

Второе – направление реализации продукции. В магазинах явно обозначится крен в сторону алкоголя с невысокой стоимостью, который является наименее рентабельным. Здесь можно ожидать сокращения ассортимента спиртосодержащей продукции, что для любой торговой точки – смерти подобно. Ведь, если верить данным Воронежстата, в нашем регионе сегодня ее доля в общей структуре розничных продаж продовольственной продукции (включая напитки и табачные изделия) составляет 14,6%.

Далее – последствия социальные. Прежде всего те, что неизменно завязаны на экономике. При сокращении ассортимента продукции и, как следствие, объемов продаж, торговые сети начнут массово поднимать цену на имеющиеся спиртные напитки. В результате легально произведенная алкогольная продукция станет недоступной для довольно серьезного пласта ее потребителей – тех, кто уже имеет зависимость, но еще в состоянии покупать качественные напитки. И наивно было бы предполагать, что люди побегут после утраты этой возможности в наркологические кабинеты, чтобы избавиться от пагубной привычки – они просто перейдут на контрафакт.

Впрочем, я убежден: реформирование сферы продаж алкогольной продукции проводить нужно. И действительно, нехорошо, что водка и коньяк «радуют» глаз любого покупателя, заходящего в магазин даже за колбасой и молоком. Но реформирование надо проводить с умом, а не так, как был реализован запрет на демонстрацию табачных изделий в торговой сети.

Панацеей тут могло бы стать открытие специализированных магазинов, торгующих спиртосодержащей и табачной продукцией с параллельным полным запретом на ее реализацию в обычных, особенно небольших, магазинах. Да, экономику торговых предприятий это может убить, но, будем откровенными: львиная доля спиртного сегодня продается в сетевых магазинах. А их владельцам легче зарегистрировать и отдельную табачно­-алкогольную марку, под которой открыть несколько торговых точек, чем покрыть убытки от подобного запрета.

Но вот функционировать такие точки должны в открытом режиме, а не так, как сегодня специализированные табачные бутики, где вся продукция скрыта либо за жалюзи, либо за тонированными витринами. Можно обязать владельцев таких магазинов поставить на входе охрану, которая не будет допускать в торговый зал несовершеннолетних, но покупатель должен иметь возможность, зайдя сюда, покрутить бутылку в руке, изучить состав приобретаемого продукта, получить необходимую консультацию продавца. И не надо стесняться выставлять товар лицом – в специализированных магазинах табачно­-алкогольной направленности, по идее, не должно быть людей, от которых необходимо прятать эту продукцию.

Если же принять предложенные новшества и не сделать таких шагов, то можно нанести серьезный удар – как по экономике, так и по общей ситуации с пьянством в стране. Но уверен, что таких шагов никто делать не будет. Как и убежден в том, что законопроект ЛДПР не пройдет даже профильный комитет, не говоря уж о принятии на пленарном заседании. Не в моде ныне у депутатского большинства инициативы либерал­-демократов, и в данном контексте это не может не радовать.