Газета,
которая объединяет

Линия «Обороны»

Воронежцы увидели премьеру фильма о культовой рок-группе
Рубрика: Культура№ 130 (1845) от
Автор: Сергей Попов

Нравится нам это или нет, но тенденция налицо. Снова в кинопрокат выходит фильм, посвященный популярной российской рок-группе. Вслед за полнометражными лентами про «ДДТ» и «Аукцыон» появилось кино и о ранней «Гражданской обороне».

Фильм, названный «Здорово и вечно» (как и один из альбомов «Г.О.»), стал режиссерским дебютом вдовы Егора Летова Натальи Чумаковой. Сорежиссером выступила Анна Цирлина.

Игра цветом

Воронежским зрителям повезло. Жители столицы Черноземья смогли увидеть фильм в уютном зале известного кинотеатра, в довольно удобное вечернее время. А вот во многих других городах с прокатом проблемы: где же андеграунду конкурировать с конвейерными киноподелками известных (зачастую – всемирно) студий? Ленту большинство кинотеатров просто отказывались ставить в афишу. Где-то премьеры проходили и не в кинотеатрах вовсе. В иных городах залы соглашались показывать «Здорово и вечно» только на условии предпродажи такого-то количества билетов… В общем, воронежским киношникам, что называется, «респект». Причем – уже традиционный. Ведь и «Небо под сердцем» (фильм о создании альбома «Иначе» группы «ДДТ»), и «Еще» (документальный фильм об «Аукцыоне») у нас тоже демонстрировались.

Полуторачасовой «Здорово и вечно» довольно трудно определить жанрово. Художественность с документальностью здесь сдружились накрепко. Безусловно, ключевая фигура фильма – омский музыкант Игорь Федорович Летов, более известный под псевдонимом Егор. И значительная часть всей выданной зрителю информации – о нем. Но немало сказано и о кошмарной атмосфере сибирского городка начала восьмидесятых, на основе которой и возникла вся «история омского панка». Показано все тоже весьма наглядно: фильм начинается черно-белым. И остается им большую часть времени. Перемены цветовой гаммы на экране совпадают с переменами в жизни страны. Когда в конце восьмидесятых что-то стало меняться, когда устои гнилой тоталитарной системы и обывательской тупости стали пошатываться – тогда и визуально все стало иначе. Игра цветом – один из ключевых приемов создателей картины.

Для тех, кто в теме

Наряду с демонстрацией немногих уцелевших фото– и видеосъемок тех лет, «Здорово и вечно» содержит множественные выдержки из современных видеоинтервью с участниками легендарных событий. С сооснователем «Гражданской Обороны» и многолетним соратником Летова Константином «Кузей УО» Рябиновым, братом Егора Сергеем Летовым, музыкантами «Г.О.» Игорем «Джеффом» Жевтуном и Аркадием Климкиным. Создатели ленты успели, по-видимому, снять специально для фильма и интервью с умершим несколько лет назад Вадимом «Черным Лукичем» Кузьминым. Не забыли и об еще одной культовой фигуре омского панка – Янке Дягилевой. И Янка, и Лукич – музыканты и концептуалисты, сопоставимые с Летовым по масштабу одаренности. Но, и это подчеркивалось в фильме, если бы не громадное упорство Летова, твердость и бескомпромиссная убежденность в своей правоте – возможно, быть бы этим людям неизвестными широкой аудитории.

О концепциях всякого рода рассказано много и весьма подробно. Это момент ключевой: ведь даже за неповторимым звуком «Обороны» стояло множество и целей, и причин. Что уж говорить о текстах и странных, на первый взгляд, «внесценических» выходках? Все – метафизика. Все – психонавтика.

Аудитория, очевидно, по замыслу авторов об этом должна была знать. «Здорово и вечно» – явно для тех, кто «в теме». Потому что, не зная истории группы, из фильма очень трудно понять, что за коллективы «Посев» и «Коммунизм», зачем группа одних и тех же, по сути, людей меняла названия. И почему после якобы последнего концерта в Таллине в 1990 году «Гражданская Оборона» продолжала существование до самой смерти ее лидера.

Элегантно дополняют картину немногочисленные записи интервью самого Егора (который, как известно, интервью не давал, но, очевидно, были несколько исключений). «Я ни одной песни еще не написал от добра», – говорит Игорь Федорович. И тут же в голове всплывают примеры, опровергающие его слова…

«Искусство – ничто», – уверенно утверждает Летов. «Ага, – думает про себя зритель. – И это мы слышим от человека, который бесконечно крутил пластинки с отбитыми краями, перепечатывал на специальном аппарате обложки альбомов и вообще прекрасно разбирался в музыке…»

В общем, сложность фигуры Егора в какой-то степени спроецировалась и на фильм о нем. Картина завершается песней «Про дурачка», относящейся уже к другому периоду жизни и творчества Летова. Совсем не тому, о котором шла речь.