Газета,
которая объединяет

Торговля как искусство

В Воронеже назвали лучших продавцов года
Рубрика: Социум№ 132 (1847) от

С 27 октября по 20 ноября 2014 года прошел областной потребительский смотр-конкурс по вопросам защиты прав потребителей, организованный Департаментом промышленности, предпринимательства и торговли.

В конкурсе участвовали продавцы продовольственных и непродовольственных товаров из различных торговых сетей. По итогам конкурса определены лучшие представители этой профессии.

Хорошо забытое старое

В последние годы престиж профессии продавца заметно снижается, если не сказать – падает. Многие из них даже стесняются говорить, кем они работают. Как результат – в эту профессию приходят люди случайные, не имеющие необходимых знаний, а нередко, по своему складу характера, и вовсе не пригодные для этой работы. Все это приводит к ухудшению качества обслуживания на потребительском рынке, нарушениям наших прав как потребителей, что, в конечном итоге, снижает общее качество нашей жизни. Ведь, по данным социологических исследований, среднестатистический россиянин проводит в общении с продавцами до девяти часов в месяц. Не во всех семьях родители столько общаются со своими детьми!

Как повысить престиж профессии продавца? Вряд ли только один рост зарплат в торговых сетях может решить эту проблему. Здесь требуется комплекс мер, направленных на повышение общественной значимости этой профессии.

Одним из таких способов в Воронежской области и становятся смотры-конкурсы на определение лучших продавцов продовольственных и непродовольственных товаров, которые с прошлого года «реанимировал» Департамент промышленности, предпринимательства и торговли Воронежской области.

Теперь они проходят в рамках подпрограммы «Защита прав потребителей в Воронежской области» госпрограммы Воронежской области «Экономическое развитие и инновационная экономика».

Заявки на участие в конкурсе подавали и крупные торговые сети, и самостоятельно – продавцы различных магазинов, в том числе небольших. Этот факт сам по себе является показателем всеобщей заинтересованности в повышении престижа самой массовой в России профессии.

На первом этапе

Для первого этапа оргкомитетом конкурса из всех поданных заявок были отобраны 14. Этот этап состоялся 18 ноября 2014 года в помещении Воронежской областной библиотеки им.Никитина.

Конкурсанты демонстрировали свои познания в законодательстве о защите прав потребителей и профессиональные навыки. Каждый участник отвечал на 10 вопросов из предложенных билетов на знание законодательства, решал практическую задачу, связанную с торговой деятельностью, и предлагал в качестве «домашнего задания» подарочный набор из товаров, которые он продает.

Жюри конкурса – а в него вошли представители департамента промышленности, предпринимательства и торговли Воронежской области, управления Роспотребнадзора по Воронежской области, торгово-промышленной палаты Воронежской области, «Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова», торгового дома «Квартал», общественных объединений по защите прав потребителей – из всех участников отобрало шесть человек, которым предстояло на втором этапе бороться за звание «Лучший продавец продовольственных товаров в Воронежской области в 2014 году» и «Лучший продавец непродовольственных товаров в Воронежской области в 2014 году».

Заключительный этап

Он состоялся в актовом зале ГОБУ НПО ВО профессиональный лицей №53. Для финала не случайно был выбран этот лицей: именно здесь готовят, в том числе, и будущих продавцов, которых совсем скоро мы встретим в магазинах и торговых центрах. Поэтому проведение второго этапа в лицее стало символической передачей эстафеты от лучших из лучших представителей профессии тем, кому эту профессию предстоит пока постигать.

Сначала финалисты конкурса подготовили и показали свои «домашние заготовки» – презентации своей профессии и магазина. Затем – конкурсантам было предложено выбрать и прорекламировать один из шести заранее подготовленных организаторами конкурса товаров. Особая сложность задания состояла в том, что все товары были не совсем обычными, например, «дворники» для очков, таймер для варки яиц, машинка для стрижки катушек на одежде и другие.

Известно, что каждый продавец должен быть немного психологом. Поэтому в третьем туре финала конкурсанты должны были найти выход из конфликтной ситуации с покупателем. Таким не в меру «конфликтным» покупателем на время стал представитель организатора конкурса. И надо отдать должное финалистам: все они достойно и профессионально сумели сгладить назревавший «конфликт».

Непростой выбор

Итак, жюри предстояла сложная задача: все шесть финалистов выступили ярко и продемонстрировали высокий профессионализм. Но конкурс есть конкурс, и представитель департамента промышленности, предпринимательства и торговли Воронежской области Мария Манькова назвала его победителей. Ими стали: в номинации «Лучший продавец продовольственных товаров Воронежской области в 2014 году» – Оксана Овчинникова, продавец Петропавловского районного потребительского общества, а в номинации «Лучший продавец непродовольственных товаров Воронежской области в 2014 году» – Максим Бартенев, продавец-консультант гипермаркета электроники «КЕЙ-Воронеж».

Вторые места достались, соответственно, Татьяне Гончарук, старшему продавцу гипермаркета «Линия-1» и Евгению Чубукину, продавцу торговой сети «Энкор». «Бронзу» получили Наталья Савина из супермаркета «Центрторг», и Ольга Евстратова, продавец-консультант гипермаркета «Леруа Мерлен». Всем финалистам вручены денежные призы и дипломы.

Организаторы конкурса учредили и дополнительные номинации. В номинации «За преданность профессии» победителем стала Наталия Матвеева, продавец магазина «Луч» из Нововоронежа. Диплом «Самый молодой участник» получил Павел Пристинский, продавец магазина «М.видео». А в номинации «Зрительские симпатии» победителем стала Мария Медведева из магазина «Пятью пять».

Члены жюри – представители общественных объединений потребителей – также учредили свою номинацию – «За знание законодательства РФ о защите прав потребителей». Победа в ней досталась Елене Тищенко – продавцу магазина «Лайм» и Оксане Бесовой – продавцу-консультанту магазина «Амиталь».

То, что такие конкурсы получили свой статус в Государственной программе Воронежской области вместе с другими не менее значимыми мероприятиями по защите прав потребителей, позволяет надеяться, что, пусть и не так быстро, как хотелось бы, но качество обслуживания на потребительском рынке области будет неуклонно расти.

Подготовил Егор Петров