Газета,
которая объединяет

Без вина виноватые?

Рубрика: от
Автор:

Государство окончательно утвердилось во мнении, что алкоголь и дорога – сочетание, несовместимое с жизнью.  Как сообщает ТАСС, Госдума в третьем чтении приняла проект закона о введении уголовной ответственности за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии. Я – только «за», но – не без оговорок...

Во-­первых, наша коррумпированная действительность обладает свойством мгновенно адаптировать в нужном направлении все законодательные новации. Оно, конечно, удобней быть оптимисткой и не подозревать людей в форме прежде времени; не говори «гоп»... Да и разве нет среди инспекторов, патрулирующих отечественные дороги, порядочных людей? Есть, разумеется. И, хочется верить, немало. Но даже в самой буйной фантазии не могу себе представить полное отсутствие на наших улицах гаишников (я уж, извините, по старинке), которые не преминут повысить ставки «отступного» в случае задержания водителя «под мухой». Уж если у нас выезд за стоп­-линию (часто – вынужденный, неумышленный) и непристегнутый ремень «тянут» минимум на тысчонку-­другую, то сколько придется выложить за «пьяную» езду – прикинуть нетрудно. Ведь альтернатива «договоренности» с полицейским в отдельных случаях тюрьмой пахнет: проект антиалкогольного закона предлагает в случае повторной «поимки» нетрезвого водителя применять нормы Уголовного кодекса РФ. Та же кара предусмотрена за отказ от медицинского освидетельствования.

В интервью ТАСС первый зампред комитета нижней палаты по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков пояснил, что проект определяет «повторность» деяния, исходя из годичного срока: если любителя колесить «под шофе» уличат вторично в течение года, его будут судить по статьям кодекса Уголовного (а не Кодекса об административных правонарушениях). Согласно законодательным поправкам, за сам факт рецидива управления автомобилем в состоянии алкогольного (или наркотического) опьянения предусматривается штраф от 200 до 300 тыс. руб. Либо – обязательные работы на срок до 480 часов. Либо – принудительный «труд» продолжительностью до двух лет. Либо лишение свободы на тот же период; чего хочешь – выбирай. В любом случае все санкции сопровождаются запретом занимать определенные должности в течение трех (максимум) лет. ДТП с летальным исходом по вине пьяного водителя обернется для него лишением свободы на срок от 2 до 7 лет. А если погибли два человека и более – от 4 до 9 лет.

Короче, если что – мы за ценой не постоим. А ее, безусловно, назначат. И вот тут – еще один вопрос к закону: что считать опьянением? Критерии его, существовавшие до думского решения, не меняются – автоматом переходят в УК из КоАПа. Это значит, что выпей, к примеру, занедуживший водитель тридцать капель какого-­нибудь корвалола – он вполне (при желании проверяющего, подкрепленном его законными полномочиями) сойдет за пьяного. И не факт, что откупится – в отличие от настоящего злодея. Ведь кто чаще всего позволяет себе ездить под градусом? Две категории граждан: бесстрашные ребята в «удобных тренировочных штанах» на видавших видах рыдванах и респектабельные владельцы крутых иномарок – дяденьки при должностях, упивающиеся вседозволенностью. Ну, или тетеньки, не суть важно; главное – это люди, далеко не бедствующие. Финансовые (и прочие) возможности которых позволяют «сторонам договариваться» – легко. В отличие от среднестатистического потребителя корвалола; он в подобной ситуации вполне может оказаться не «при делах». Вернее – как раз при них, в казенном доме...

Жизнь наша – умница! Так устроена, что любую голословность стремится тут же облечь в конкретную иллюстрацию сказанного. Не успевая дописать эту колонку, я заспешила к другой цели. «Куда? – в ужасе возопил бдительный сын, увидев, что взяты ключи от машины. – Ты же только что конфету с ликером съела!..» Без комментариев.

И еще. Редкий водитель не пугался пьяного пешехода, пересекающего проезжую часть не по зебре, а – где вздумалось. Понятно, что в случае ДТП по милости такого баламута он, скорее всего, свое получит. Но зачем ждать, пока гром грянет? Почему пеших нарушителей не отслеживают ни инспекторы ГИБДД, ни камеры наружного наблюдения? Весь спрос – только с водителей; пешеходы, которые сплошь и рядом создают аварийные ситуации на дорогах, у нас почему-­то неприкасаемы. И если владельцев авто усовершенствованный закон, при всех его сомнительных нюансах, действительно может отучить от пьяного штурма дорог, то алкаш на своих двоих никуда с них, к сожалению, не денется. Может, потому, что с пьяного «безлошадного» чаще всего взять нечего?