Газета,
которая объединяет

Замкнутый торговый круг

Рубрика: Колумнистика№ 142 (1857) от
Автор: Юрий Бабаян

Знакомый недавно захотел поменять автомобиль. Продать свою совсем не старую, в общем-­то, Toyota Camry и приобрести что-­нибудь внедорожное и люксовое. Нормальное, в принципе, желание – при наличии определенного количества свободных средств. Только – не в современной ситуации.

Скажу лишь, что первую часть плана приятель реализовал на раз­-два. А вот со второй – покупкой новой машины – вышел казус. Ближайшее авто, соответствующее его желаниям и возможностям, оказалось возможным найти только в Санкт­Петербурге. И – с небольшим, но пробегом – о новом автомобиле в сегодняшней ситуации речь уже не идет. Да и то, что было найдено – уже можно считать удачей.

Но дорогие машины – это игрушки единиц. Они исчезли из автосалонов еще пару недель назад. Сейчас же и у официальных представителей «АвтоВАЗа» практически не осталось свободных «железных коней». О чем можно говорить, если даже авторынок практически перестал функционировать! Люди достают последние сбережения из загашников и, желая хоть как­то обезопасить свои накопления от инфляции, приобретают на них, в том числе, то, что, возможно, им никогда не понадобится. До массовой скупки круп и спичек дело еще не дошло (к войне наше население, будем честными, пока не готовится), но лиха беда начало.

Вот вам еще один свежий пример. Коллега попросила совета по поводу выбора модели планшетного компьютера, который она желала преподнести в подарок на Новый год своему молодому человеку. В принципе, вопрос был простым: выбирать приходилось из двух моделей, к тому же, все преимущества одной из них были видны невооруженным глазом. Быстро пробежать технические характеристики и оставить ей свой краткий отзыв в одной из соцсетей – дело 10­-15 минут. Решение девушка принимала еще минут 5. И все… Когда она попыталась найти нужную модель, оказалось, что в продаже ее уже не имеется. Какие­-то 20 минут, и планшет от фирмы, название которой теперь и не вспомню, оказался нужен многим, хотя до того наверняка провалялся на складах не один месяц и даже квартал!

Понятно: предновогодняя пора, мобильные гаджеты разлетаются как горячие пирожки, но не настолько же! Нет, коллега оказалась настойчивой и где­-то все же откопала нужный планшетник, но вопрос не в этом. Вопрос в том, что же происходит сегодня в торговой сети? И что с ней будет твориться завтра?

Сегодня у магазинов все «в ажуре». Если производители где-­то еще не успели поднять цену на свой товар, то ритейл делает это самостоятельно – даже если товар залежалый и куплен еще по старому курсу. Зачем держать цену, если перед Новым годом люди все равно все сметут?

Люди и сметают. Сметают автомобили, технику, одежду – напуганные информацией об отказе ряда производителей от поставок нового товара в Россию до стабилизации курса национальной валюты. Сметают даже квартиры, причем недешевые. Логика в этих действиях имеется: не приумножить, так сберечь, не сберечь, так истратить, пока есть что тратить. И продавцы активно подстегивают население в этом стремлении, не понимая, что тем самым роют яму себе же.

Ведь завтра пройдет Новый год, и поставщики опять заставят полки их магазинов собственной продукцией, а строители – возведут новое жилье. Но спроса на новое предложение долгое время не будет. Ведь люди уже потратились, причем потратились до обнуления всех резервов. До покупок ли будет им тогда?!

Ситуацию могло бы спасти потребительское кредитование, но принятое Центробанком решение о повышении учетной ставки до 17% поставило крест на этих перспективах. Если банки сейчас привлекают средства населения под более чем 20% годовых, то под какой же процент они будут готовы кредитовать заемщиков?! И без того кабальные условия уже сегодня становятся попросту запредельными, отрезающими доступ к заемным деньгам для большинства из тех, кто активно пользовался банковскими ресурсами еще вчера.

Так что же ждет нас в итоге завтра? А завтра магазины станут простаивать с товарами, на которые не будет покупателей. Начнут накапливать задолженность перед поставщиками и, не исключено, уходить в банкротство. Либо – работать едва ли не себе в убыток, снижая цену до минимума. Покупатели же, уже совершившие покупку на пике, будут кусать себе локти от злости, но переплаченных денег никто им не вернет.

А послезавтра начнется повальная оптимизация, при которой на улице останется большое количество сокращенных работников торговой отрасли. Тех самых, что сегодня потирают руки в предвкушении премий по итогам декабрьских продаж.

Такой вот, понимаете ли, замкнутый торговый круг…