Газета,
которая объединяет

Механика администрирования

Рубрика: от
Автор:

Уже в ходе весенней сессии Государственной Думы парламент может начать вносить серьезные изменения в административное законодательство страны. Депутатская рабочая группа в этой связи уже завершила формирование списка новелл.

В частности, парламентарии предлагают расширить состав субъектов административной ответственности индивидуальными предпринимателями, а также ввести градацию совершенных правонарушений и штрафов за их совершение. Например, максимальный размер санкции для частного лица может составить до 100 тыс. руб.

С одной стороны, новация депутатов не может не вызывать одобрения. Индивидуальные предприниматели давно должны были быть выделены в качестве отдельного субъекта административной ответственности. Ведь штрафовать их, например, как просто граждан – неправильно (учитывая факт ведения ими хозяйственной деятельности), как должностных лиц – некорректно, а как юридических лиц – кощунственно. В сегодняшней экономической ситуации любое увеличение для них ответственности можно рассмотреть под призмой кощунства, но разработчики проекта и не говорят о том, что он заработает «прям щас». В текущую сессию могут быть внесены изменения лишь в общую часть Кодекса об административных правонарушениях, а полная трансформация административной системы в стране займет не год и не два.

Момент с увеличением сумм штрафов я считаю позитивным. Существующая мера ответственности за совершение административных правонарушений для граждан, например, мне кажется недостаточной. Штрафы в 500-­1000 руб. не пугают уже давно и никого. На минуточку: в «европах» вопросы бытовой культуры, санитарного состояния территорий и прочего изначально решали исключительно крупными штрафами. Бросил обертку мимо урны – получи штраф, соразмерный с минимальным заработком россиянина. Жестоко? Возможно. Зато более действенно, чем у нас, где в худшем случае тебя ждет за это «ай­-яй­-яй» от случайно увидевшего это работника полиции. Мотивирует ли это на поиск урн для того, чтобы выбросить в них бумажку или окурок? Меня, например, нет.

Повышение материальной составляющей административной ответственности, убежден, должно положительно сказаться на целой массе аспектов повседневной жизни горожан. Взять хотя бы хрестоматийный пример с громкой музыкой за стеной в три часа ночи. Если нарушитель будет оштрафован за это, предположим, на 20­-30 тыс. руб., то уверяю: больше из-­за его стены вы никогда не услышите громкие звуки. Только надо четко разграничить ответственность. Например, штрафовать не условного нарушителя, а собственника/нанимателя жилья. И тогда, поверьте, сразу же решится проблема бесконтрольной сдачи квартир в аренду тем же студентам без регистрации – какому хозяину захочется платить приличные деньги за хулиганства квартирантов? А поставит он их официально на учет – не только будет платить налоги от сдачи жилья в бюджет, так еще и сократит затраты на общедомовые нужды для соседей по дому – синергетический эффект, так сказать.

Это – лишь пара моментов. Уверен, если комплексно заниматься проблемой ужесточения административного законодательства, то можно и серьезно улучшить наполняемость местных бюджетов, и организовать какой­-никакой порядок на территории. Но – только при условии, что административное наказание станет неотвратимым для каждого нарушителя. А вот в это уже верится с трудом.

Оно и сегодня можно выправить ситуацию, если разработать механизмы реального воздействия на нарушителей. Но пока же владельцы и наниматели жилья могут запросто не пустить на порог представителя полиции, вызванного по жалобе соседей. А даже если и пустят – у того не будет измерительных приборов для того, чтобы замерить уровень шума и наложить штраф на дебошира. Свидетельские показания – миф. Они важны лишь до тех пор, пока нарушитель не опротестует наложенный на него штраф в суде.

У полиции нет возможности выискивать всех, кто бросает бумажки мимо урны и курит в неположенных местах – благодаря реорганизации и последующим сокращениям ее работники и без того работают по 14 часов в сутки, 7­-8 из которых уходит на составление бумажек. Никто не занимается припаркованными на детских площадках автомобилями, выгуливаемыми тут же собаками бойцовских пород. «А где ж им еще это делать!» – разводят руками стражи порядка и проходят мимо явных нарушений административного законодательства. И, к сожалению, именно такой подход, а не мягкие штрафные санкции, создает тот бардак, который мы имеем сегодня.

Надо признаться: санкции – вопрос второй. Главное, повторюсь, – разработка механизмов неотвратимости наказания. А без них нет разницы, в какую сумму оценивается штраф – он все равно никогда, никем и ни на кого не будет наложен и взыскан.