Газета,
которая объединяет

Без вести, без следа

В регионе количество пропавших людей остается стабильно высоким
Рубрика: от
Автор:

Недавно правоохранители совместно с добровольцами из отряда «Поиск пропавших детей в Воронежской области» нашли 11-классника из Грибановского района Дмитрия Титова.

Школьник ушел из дома в марте прошлого года. Парень, как выяснилось, находился… в Киеве. Целый и невредимый. Однако многих людей ищут годами, но так и не могут найти…

Ищет полиция

Так, 14-летняя Татьяна Исакова пропала в Павловском районе в сентябре 2014 года. Следователи подозревают, что девочку убили. А вот что случилось с семилетней Дарьей Жаворонковой и шестилетним Иваном Мировым – не знает никто. Дети пропали в Ярославской области, но у стражей порядка есть основание полагать, что они находятся в нашем регионе. Возможно, ребят похитили. Вместе с сотрудниками правоохранительных органов их ищут и добровольцы.

До сих пор неизвестна судьба инвалида детства Валентина Дорохина, 26 лет. Он пропал в районе села Песковатка Лискинского района еще в августе 2013 года. С августа 2013 года по июнь 2014-го участники поисковых отрядов обследовали всю территорию лесного массива, близлежащие населенные пункты, водоемы…

«Мы можем только предполагать, что случилось, – делится с нами своими соображениями Валентин Харламов, руководитель поискового отряда «Поиск пропавших детей в Воронежской области». – Вероятно, Валентин дошел до ближайшей автодороги и добрался на попутном транспорте в соседнюю область. Там он может находиться в приюте, религиозном учреждении, больнице».

И, увы, такие случаи не единичны. По данным областной прокуратуры, уже на протяжении нескольких лет в Воронежской области остается стабильно высоким количество пропавших без вести людей. В 2013 году правоохранители разыскивали 713 человек. Найти удалось только 221 человека. Для сравнения: в 2012 году в розыске числилось 717 граждан, нашли 255.

По наблюдениям участников поисковых движений, в нашем регионе ежегодно уходит из дома около 400 детей…

В чем причины?

Проблема поиска без вести пропавших граждан в настоящее время вызывает серьезную обеспокоенность как в обществе, так и у правоохранительных органов. Особенно тревожит ситуация с безвестно исчезнувшими несовершеннолетними. Это – самая уязвимая категория. Пропавшие дети чаще всего становятся жертвами преступлений против жизни, здоровья, половой неприкосновенности.

Принятие своевременных действий по их розыску – уже давно один из приоритетов правоохранительной деятельности. Однако до сих пор статистика оставляет желать лучшего. Так, за последние четыре года в среднем только в одном из 14 случаев безвестного исчезновения ребенка возбуждалось уголовное дело. А между тем эффективность розыска напрямую связана с незамедлительным принятием мер, весь комплекс которых можно применить только в случае возбуждения уголовного дела. Сотрудники МВД полагают, что такая ситуация возникла после выделения из системы прокуратуры Следственного комитета в самостоятельный правоохранительный орган. Это привело к правовому вакууму в регламентации деятельности по рассмотрению сообщений о безвестном исчезновении граждан.

К тому же поиск пропавших людей осложняется еще чисто техническими накладками.

«Правоохранители физически не могут проверить все стройки, заброшенные дома, свалки, коллекторы, не работающие предприятия... Им банально не хватает времени и людей, – рассказывает Александр Костюченко, участник поискового отряда «Воронежец». – И здесь, конечно, подключаемся мы, однако добровольцы работают на чистом энтузиазме, и порой нам также не хватает технических средств, автомобилей. А еще – до сих пор нет единой базы данных пропавших граждан».

Владимир Рыжов, доброволец из отряда «МаксАлерт», также отмечает пассивность населения и несвоевременное оповещение поисковых отрядов.

Благополучному исходу поисков также мешает, по наблюдениям волонтеров, количество опасных объектов на территории области. Это – заброшенные промышленные здания, незакрытые люки, стройки с открытым доступом… Опасения, к слову заметить, небезосновательны. Наверняка воронежцы еще помнят гибель Димы Володина из Борисоглебска, угодившего посреди города в открытую яму с мазутом.

В тему

Сейчас на этапе госрегистрации находится проект совместного приказа МВД, Генеральной прокуратуры и Следственного комитета «Об утверждении «Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц». По замыслу авторов, документ обеспечит должное взаимодействие уполномоченных правоохранительных органов по своевременному розыску без вести пропавших. При этом определяется четкий перечень обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица, что позволит упростить процесс возбуждения уголовного дела.