Газета,
которая объединяет

Возвращение блудных «дочек»

В Воронежской области начали восстанавливать маршруты электричек
Рубрика: Социум№ 14 (1874) от
Автор: Ирина Костенко

Амбициозным планам ОАО «РЖД» по глобальной отмене электропоездов пригородного сообщения не суждено претвориться в жизнь. Вмешательство президента РФ, открыто возмутившегося массовой отменой электричек по стране, похоже, расставило все точки над «i»…

Напомним, что в среду 4 февраля на совещании с членами правительства Владимир Путин потребовал немедленно восстановить пригородное сообщение, не дожидаясь официальных распоряжений. И уже к вечеру компании-перевозчики в регионах начали впопыхах восстанавливать ранее отмененные рейсы.

Не исключением стала и Воронежская область: у нас местная компания-перевозчик ППК «Черноземье» («дочка» РЖД) уже с 6 февраля «запустила» часть секвестированных маршрутов. Отметим, что область в прошлом году вошла в число наиболее «пострадавших». Итак, какие изменения произошли и решена ли окончательно судьба пригородного сообщения?

Во-первых, все электрички, которые отменялись бы с 10 февраля, – останутся «на ходу». Во-вторых, два сокращенных маршрута про­длятся, а 39 поездов будут «реанимированы» (с полным перечнем изменений можно ознакомиться здесь по адресу http://www.ppkch.ru/?viewnews=486).

Конечно, стопроцентного восстановления пригородного сообщения в регионе пока не случилось (до «волевого решения» президента по региону курсировало 99 электропоездов, а сейчас, с учетом изменений – 138), однако лишь за 2012-2014 годы пригородное сообщение сократилось почти вполовину. За трехлетие в регионе приговорили свыше 60 маршрутов…

При этом – многие из них являлись социально значимыми, поскольку электрички для некоторых населенных пунктов были единственным доступным видом транспорта.

Как пояснили в пресс-службе ППК «Черноземье», дальнейшее восстановление пригородного сообщения – конечно же, необходимо и важно. Это позволит как минимум вернуть рабочие места, с которыми люди расставались весьма болезненно. Ну и, конечно же, поддержит жителей районов, поневоле «пересевших» с электричек на автобусы. Но, поясняют в компании, не все зависит от перевозчика. От областного правительства – тоже зависит. Если чиновники от транспорта захотят включить в заказ дополнительное количество маршрутов – ППК «Черноземье» их восстановит.

На данный момент свои обязательства перед правительством РФ компания считает выполненными…

Но что будет дальше – наверняка сказать трудно. Поскольку на деле и от облправительства зависит не все. Начался крах пригородного сообщения не вчера и не только у нас. Произошло это уже в скором времени после того, как пригородное сообщение правительство отдало полностью на откуп регионов, а перевозками занялись частные компании. О своем предбанкротном состоянии последние начали говорить уже с 2009 года, акцентируя внимание на том, что регионы отказываются выполнять свои законные обязательства. А именно – компенсировать разницу между социальным тарифом на проезд и экономически обоснованным. Областные власти, в том числе и в нашем регионе, обвиняли перевозчика в непрозрачности расчетов. В результате конфликт чиновников и перевозчиков дошел до предела – и закончился массовой отменой электричек, долгами регионов перед компаниями, компаний  –перед РЖД.

«Волевое решение» высших персон угрозу полного исчезновения электричек отсрочило. Но надолго ли? Конфликт по сути ведь так и остался неразрешенным, долги никуда не делись. Железные дороги готовы восстановить сообщение – но ждут от государства поддержки. Об этом в своем блоге написал президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин и напрямую высказал мысль, что РЖД не будет выполнять социальные обязательства за государство. Правительство в свою очередь пытается быстро найти решение – и рассматривает варианты снижения НДС на перевозки, возврат льготного коэффициента на пользование железнодорожной инфраструктурой…

А тем временем эксперты уже подсчитали: чтобы электропоезда вновь «поставить на рельсы», потребуется от 15 до 22 млрд руб.

В тему

Губернатор Алексей Гордеев высказал свое видение решения проблемы. На федеральном уровне регион предлагает усилить меры господдержки отрасли, на уровне РЖД – выполнить мероприятия по снижению себестоимости перевозок. На местном – губернатор считает необходимым провести оптимизацию маршрутной сети и тарифа.