Газета,
которая объединяет

Санкции на отдых

Пришла пора развивать внутренний туризм в регионе
Рубрика: Экономика№ 16 (1876) от
Автор: Ирина Костенко

Обладая богатейшим культурным и природным потенциалом, наша область принимает недостаточное количество туристов. Сами же воронежцы, едва дождавшись выходных или отпусков, «срываются» в соседние регионы, на моря-курорты, в другие страны. А о том, что и у нас есть где отдохнуть, и есть что посмотреть — многие порой не знают. Таково заключение экспертов отрасли. Откуда взялись столь неутешительные выводы?

Своими соображениями на этот счет с журналистами поделились краеведы. А также – представители общественности и бизнеса в рамках круглого стола, посвященного проблемам туризма в регионе.

Согласитесь, сегодня вопросы развития туризма становятся все более актуальными. Впрочем, такой интерес к теме со стороны властей, общественности и бизнеса неудивителен. Туристический поток – это и «вливание» в область, и популяризация, и престиж региона, и, на первый взгляд, выгодные ниши для предпринимательской деятельности.

И, казалось бы, для развития туризма в нашем регионе есть многое – богатое историко-культурное наследие, памятники природы, многочисленные события. Да и сам поток приезжающих, как выяснилось, увеличился. С 2011 года въездной туризм в области вырос на 19% (данные Росстата). Тем не менее, уверены специалисты, радоваться рано – потенциал области гораздо выше.

«В регион приезжает не так много туристов, как хотелось бы, – говорит член Национальной академии туризма Николай Корзон, – а серьезной динамики в вопросах развития туризма в регионе пока нет».

И здесь дело не только в количестве гостей столицы Черноземья, а еще и в том, что принимающая сторона может им предложить. Так, по мнению специалиста, многие вопросы, связанные с туризмом, остаются открытыми – например, пока никто не знает, какой поток людей сможет принять тот или иной объект. Да и куда поселить гостей города, и где их накормить – также пока неясно…

Николай Корзон считает: чтобы туристы выбирали именно наш регион, необходимо приложить немало усилий. Большинство людей предпочитают пляжный туризм, чего у нас, естественно, нет. «51 процент населения планеты для путешествий выбирают места с хорошим климатом, где есть море. Нам же остается делать акцент на ландшафтах, музеях, историко-культурном наследии, памятниках. В целом это интересует семь процентов населения земли. Таким образом, необходимо много работать, чтобы привлечь туристов, – отметил Николай Корзон.

«А еще сейчас в тренде – туризм событийный, – добавляет Геннадий Шаталов, председатель правления Фонда развития общественных связей «Region PR». – большинство регионов-лидеров в сфере туризма делают ставку именно на это, – и многие из них уже начали рекламировать свои событийные календари. Но в нашей области такого календаря попросту нет!»

А именно этот документ, считает эксперт, – основа для развития как минимум внутреннего туризма.

Однако в последнее время, подмечает краевед и историк Николай Сапелкин, отношение властей предержащих к этой сфере несколько изменилось. Санкции всех отрезвили. И теперь представители правительства склонны рассматривать туризм как реальный сектор экономики.

«Мы теперь осознали, что, выезжая за границу, вывозим значительные средства, инвестируем их в экономики других государств», – поясняет эксперт.

У нас наконец-то появился информационно-аналитический центр, который аккумулирует все данные по развитию туризма, назначены ответственные сотрудники в департаменте культуры.

Игорь Комаров, воронежский предприниматель, подтверждает: санкции, действительно, сказались на потоке туристов. И это почувствовалось уже сейчас – люди отказываются от поездок за границу и выбирают внутренний туризм. Так номера туристических баз путешественники бронируют на лето уже сейчас.

Это с одной стороны не может не радовать, но с другой стороны – приведет к другой проблеме – отдыхать негде. Воронежский предприниматель Игорь Комаров, как владелец туристических баз, продемонстрировал на примере своего бизнеса неготовность региона к большому потоку туристов.

«Окупаемость в туристическом сегменте, – поясняет он, – может длиться 6-10 лет. На сегодня вложения в туристические базы – рискованны, поскольку нужно самому бизнесмену проводить коммуникации, думать об инфраструктуре, газе, электричестве, дорогах… В нашем регионе власти на это не идут. Чаще на живописных просторах Воронежской земли появляются коттеджные поселки, а не турбазы».

Сейчас из 54 работавших в советское время объектов туризма осталось только 15, из них полноценные турбазы – только две. А обеспечить за короткое время местами отдыха всех желающих, констатирует специалист, весьма затруднительно. В Европе это решается с помощью государственно-частного партнерства. То есть: государство – инфраструктуру, коммуникации, бизнес – места отдыха. В нашем регионе власти к такому шагу пока не готовы.

Основными же причинами всех бед эксперты в один голос называют разобщенность, отсутствие единой концепции развития туризма. Каждый делает в этой сфере что-то свое, продвижением туризма занимаются отдельные активисты, и тоже – разрозненно.

Здесь есть решение, и оно, по мнению спикеров, – достаточно несложное. Это – создание единого Совета по вопросам развития туризма, объединяющего организаторов событий, краеведов, представителей власти, бизнеса… По примеру других регионов, где подобные советы уже работают успешно.

К слову, определенный опыт в Воронежской области есть. Как минимум, два раза создавалось нечто похожее на Совет по развитию туризма. Один раз – при Торгово-Промышленной палате, другой – при городской Думе Воронежа. Но, видимо, на все сто «не сработало»…

КСТАТИ

С конца января начал работу официальный туристский информационный портал Воронежской области Visit Voronezh. Портал аккумулирует всю информацию о туристском потенциале региона – новости, маршруты, фотографии, комментарии и советы, туристские объекты, конкурсы и многое другое. Адрес в сети Интернет – www.visitvrn.ru.

Портал разработан для продвижения туристского потенциала Воронежской области на внутреннем межрегиональном и международном рынках. Он содержит ряд популярных маршрутов, а также актуализированную информацию о ключевых и уникальных достопримечательностях города Воронежа и области, средствах размещения, питания, транспорта.

В тему

В Воронежской области насчитывается семь исторических городов (Бобров, Богучар, Борисоглебск, Воронеж, Новохоперск, Острогожск, Павловск), 2700 памятников истории и культуры, 20 музеев и три заповедника, действует семь туроператоров и 150 туристических агентств, 140 средств размещения, среди них 101 гостиница. В туризме и смежных отраслях занято более четырех тыс. человек.