Газета,
которая объединяет

Эра немилосердия

К накалу страстей, вызванному взлетом цен в феврале этого года, добавилась еще одна беда. На сей раз виток общественного возмущения – после смерти 81-­летней блокадницы, которую доставили в полицию из­-за пачки якобы украденного масла.

Наверное, нет смысла подробно возвращаться к фабуле этой истории, граждане в той или иной мере наслышаны о ней. Подчеркну лишь, что вместе с новыми экономическими отношениями у нас стремительно наступила эра немилосердия.

Сотрудник охраны резво перекрыл 81-­летней Раузе Галимовой выход за пределы кассы торгового зала, поскольку у бабушки на дне тележки с продуктами лежало злополучное и, видимо, просто забытое масло. Бабушка растерянно сказала: «Я оплачу», но не тут-­то было. Вызвали полицию, на пороге которой и скончалась бывшая блокадница Ленинграда.

После этого многие жители Кронштадта (Ленинградская область), где произошел инцидент, приходили к витринам магазина «Магнит», клали пачки купленного масла и говорили: «ешьте!» Чуть позже такая же акция прошла в Ухте у супермаркета, принадлежащего все той же компании – в защиту 79­-летней жительницы, похитившей аж десяток яиц. Ей предстоит выплачивать штраф в 5 тыс. руб. Но, что удивительно, даже в суде представителям торговли предлагали пойти на мировую, но те остались непреклонны: только в рамках закона, только по инструкции, спущенной торговым работникам руководством компании!

Увы, похожий эпизод был и в Воронеже. Три года назад скончалась 70­-летняя Нина Мартынова, которую заподозрили в краже двух сырков. А в уже упомянутом Санкт-­Петербурге, слывущем культурной столицей страны, недавно женщину заперли в морозильной камере за хищение, которого, как оказалось, она не совершала. По этому факту полиция возбудила уголовное дело по статье «незаконное лишение свободы». Не осталась без внимания и смерть блокадницы Галимовой: Следственный комитет РФ предъявил директору магазина обвинение в самоуправстве, а также – в убийстве по «неосторожности, вследствие ненадлежащего исполнения должностных обязанностей». Депутаты Законодательного собрания Санкт­-Петербурга намерены внести в Госдуму законопроект, который предлагает дополнить УПК новой статьей о работе с пожилыми людьми. Предполагается, что людей старше 75 лет будут допрашивать только в присутствии врача.

То есть в данном случае сработали все институты гражданского общества и государства: общественность возмутилась, следствие проявило бдительность, а законодатели выступили с надлежащей инициативой…

Но как-­то не верится в то, что все это всерьез, от души, а не для пресловутой галочки. Вызывает тревогу также позиция администрации магазинов, которая демонстративно не отвечала на вопросы журналистов, но особо хочется сказать о взглядах хозяина сети магазинов «Магнит», разбросанных по всей стране. Вступивший в переписку с сотрудниками радиостанции «Говорит Москва» владелец супермаркетов Сергей Галицкий перешел на нецензурную лексику.

Отвечая на вопрос журнала Forbes, торговый магнат заметил: «Это остальные говорят: деньги для меня не самоцель… А для меня самоцель!»

В этой фразе ничего предосудительного нет. Тем более что высказана она откровенно. Но дело в том, что частное лицо и человек, под началом которого работают тысячи людей, это не одно и то же. Однако наши сверхбогатые люди становятся чем­-то большим, чем граждане страны, порождая новый класс и новый стандарт социального поведения…

Вот один из примеров, подтверждающих это. Возле здания «Магнита» у воронежского цирка машины ездят прямо по пешеходному тротуару, что является грубым нарушением ПДД. Молодая дама, управляющая иномаркой, умудрилась еще и сигналить: расступись, мол, народ, нечего тут путаться под колесами! Испугавшись сигнала, кинулась в сторону и упала на тротуаре пожилая женщина. Автор этих строк сделал замечание незадачливому водителю, а во время спуска по эскалатору обогнавшая меня дама скомандовала дежурному по торговому залу: «Вызывай ГБР – он оскорбил меня!»

Кто не в курсе, ГБР – это группа быстрого реагирования. Водитель «Форда» оказалась одним из руководителей магазина и замечание насчет того, что надо учить правила дорожного движения, запрещающего езду по тротуару, сочла оскорблением. А распоряжение о вызове охраны – очень похоже на грубое нарушение статьи закона: «злоупотребление должностными полномочиями».

Налицо новый стандарт поведения: я виноват, а ответишь ты. На страже подобных стандартов стоит целая армия наемных охранников, коих в стране насчитывается уже до миллиона человек.