Газета,
которая объединяет

«Сталкер» на подступах

В Воронеже пройдет фестиваль фильмов о правах человека
Рубрика: от
Автор:

Мутная экономическая ситуация в стране обратила в пыль многие замечательные культурные начинания. Некоммерческие – в первую очередь. А вот «Сталкер», призванный знакомить отечественного зрителя с новинками «социального» кино, выстоял! И уже в этом месяце, с 11 по 15-е марта, порадует воронежцев бесплатными показами фильмов о правах человека – как художественных, так и документальных.

Фестивалю, который имеет статус международного, уже два десятка лет. Но в Воронеже он пройдет всего лишь в третий раз. Подробнее о «Сталкере» на пресс-конференции, состоявшейся в Доме журналистов и посвященной событию, рассказал на днях генеральный продюсер фестиваля, директор Гильдии кинорежиссеров России, секретарь Союза журналистов России Игорь Степанов.

Вместо сухих лекций

– Фестиваль – акция не политическая и не коммерческая, – начал рассказ Игорь Юрьевич. – Наше кино – социально-ориентированное, «пищу» для творчества режиссерам предоставляет сама жизнь. Когда фестиваль только начинался – режиссеры кинулись снимать «зону»: тогда это было в новинку. Даже комедии про «зону» снимали! И дебютный «Сталкер» освещал преимущественно то, как живут люди в местах лишения свободы.

После этого фестиваль было решено закрыть – сказались проблемы с финансированием. Но режиссеры-то продолжали снимать фильмы! Было о чем: в те годы началась первая чеченская война. Возникли темы военнопленных, межнациональных конфликтов, беженцев. Появилось больше двух миллионов беспризорных детей. Все это становилось впоследствии тематикой возрожденного «Сталкера»: кино о защите прав беженцев, кино о защите прав детей, о наркотиках, о СПИДе и так далее.

– Мы всегда спрашиваем, кто из пришедших на киносеанс читал «Декларацию прав человека», – продолжал Игорь Степанов. – Если 10 процентов поднимают руки – это хорошо. Остальные слышали, что есть такой документ, но что он собой представляет и как им пользоваться – не знают. Нужно рассказывать людям об их правах через житейские истории. А не читая сухие лекции.

«Основной» фестиваль проходит в Москве, в декабре. Там работают несколько жюри, в состав которых входят победители прошлых лет. Фильмы оцениваются как с точки зрения художественности, так и с позиции раскрытия в них тематики соблюдения прав человека. Лучшие киноленты впоследствии везут в регионы.

Не без Тарковского

– К сожалению, это не коммерческое кино, оно не имеет рекламы, широкого проката, – отметил Степанов. – Поэтому люди зачастую не получают возможности посмотреть «проблемные» качественные российские фильмы. Мы же делаем так, чтобы их смогли увидеть.

Заметим – не только увидеть, но еще и пообщаться с их создателями. Причем, все это бесплатно. Таким образом, в нашем городе, на двух площадках – в Доме актера и в Доме журналистов – будут показаны две программы.

– В прошлом году мы сами узнали про фестиваль чуть ли не случайно, – заявил присутствовавший на пресс-конференции руководитель аппарата Уполномоченного по правам человека Воронежской области Владимир Белоножкин. – Информационная поддержка была крайне низкая. В этом году постараемся исправить ситуацию. Сделаем все для того, чтобы о фестивале узнало как можно больше воронежцев. Потому что искусство – важный инструмент воздействия на людей, помогающий, в нашем случае, им осознать свои права.

Игорь Юрьевич обратил внимание на то, что, несмотря на отсутствие у фестиваля больших бюджетов, достичь желаемого эффекта все же удается. Не в последнюю очередь, кстати, благодаря названию: «Сталкер» у многих ассоциируется с чем-то серьезным и хорошим, люди вспоминают про Тарковского. Но и удачный «лейбл» не всегда обеспечивает полные залы, даже на условиях бесплатности!

В некоторых городах организаторам советуют «брать» площадки поменьше – с тем, чтобы потом везде рассказывать об аншлагах. Провокации не удаются: все равно «сталкеровцы» стараются договориться с залами повместительнее и привлечь как можно больше зрителей на показы. В нашем городе была попытка договориться с ведущими кинотеатрами, но те хотели либо продавать билеты, либо получить много денег за аренду.

– Обычно дело обстоит вот так, – поделился опытом Игорь Степанов. – В первый день приходит не очень много народу, во второй – уже больше, в третий – еще больше, и так далее. Неплохо работает сарафанное радио. Радует, что посещают показы неравнодушные люди, которые действительно получают удовольствие от кино и действительно думают о проблемах, поднимаемых нашими фильмами. К сожалению, сегодня многие лишены возможности публично высказаться, поговорить. А мы стараемся обсуждать, ставить болезненные вопросы. Часто люди на встречах с режиссерами рассказывают какие-то личные истории. Режиссеры, бывает, это записывают, и из таких записок впоследствии возникают сценарии.

Два часа на «поспать»

А еще, попадая в новый город, режиссеры не упускают возможности по нему погулять. Отсматривая интерьеры и пытаясь понять, можно ли здесь снять интересный фильм. Время на это находится, несмотря на то, что киношники приезжают на один день: утром – прибыли, вечером – уехали.

Помимо прогулок, встреч со зрителями и прочих «пунктов плана», создатели фильмов стараются побывать и в местах лишения свободы. Пообщаться с тамошним контингентом. Ведь зачастую именно люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, становятся героями их лент. Задача общества – создать этим людям такие условия, при которых они бы чувствовали себя нормальными, полноценными гражданами.

– Нас иногда спрашивают, какую цель вы ставите себе, отправляясь на «зону», – поделился Игорь Степанов. – Я отвечаю: цель – чтобы заключенный поспал лишних два часа. Те, кто не станут спать – просто отдохнут, мысленно перенесутся домой. А кто-то посмотрит и «проникнется»… Важно, чтобы установился нормальный человеческий контакт. Это существенно снижает риск того, что люди потом выйдут из мест лишения свободы озлобленными на весь мир.

Так что процесс получается обоюдополезным: «свое» получают как зрители, так и актеры с режиссерами. По сути, фестиваль – это защита и их прав. Ведь права создателей кино сегодня тоже нарушены: их продукция просто не находит своего зрителя, потому как эти фильмы негде посмотреть.

Что касается конкретных имен, то здесь фестивалю есть чем гордиться. В частности, в этом году в Воронеж приедет один из лучших режиссеров-документалистов, Андрей Осипов. Небезызвестные Аким Салбиев и Вера Сторожева тоже планируют посетить наш город в рамках «Сталкера» и встретиться со зрителями.

Новая кровь

Приедет и режиссер Валерий Ахадов с фильмом «Руфь». Ленте в этом году исполняется уже 20 лет, но ее почти никто не видел. Фильм о тоталитарном прошлом нашей страны был снят в девяностые по заказу Гостелерадио. Но в силу объективных исторических причин в те времена на экраны не вышел. Это история французской актрисы, которая вышла замуж за русского и попала в места лишения свободы, в Сибирь.

Подобные ленты – непременный атрибут «Сталкера». Их ставят в программу, в основном, в расчете на молодежь.

– Выросло поколение молодых людей, которые не знают, что такое цензура, что такое слежка, что ночью могут прийти и арестовать, – заключил Игорь Юрьевич. – Необходимо, чтобы все люди понимали, насколько это страшно.

Обязательно будет уделено внимание и фильмам «молодых, подающих надежды». Такие фильмы, оказывается, тоже есть – просто, опять-таки, о них никто не знает. Потому что у создателей такого кино, как правило, нет денег на раскрутку.

– Сейчас у каждого появилась камера, каждый может снимать, причем на «цифру», – резюмировал продюсер «Сталкера». – Не требуется образования, нет вообще практически никаких ограничений. Поэтому где-то процентов на 30 кинематограф уже помолодел. Заявляют о себе новые режиссеры, которые пока никому не известны. И они снимают действительно хорошее кино. Также в режиссуру пришли многие актеры. Им проще, они -медийные лица. Значит, найти денег на фильм для них зачастую не проблема.