Газета,
которая объединяет

Подземные течения

Почему федеральные новации угрожают водоснабжению региона?
Рубрика: от
Автор:

Населенные пункты Воронежской области оказались перед серьезной экологической угрозой. В результате принятия поправок в Федеральный закон «О недрах», подавляющее число сел и городов области могут лишиться механизмов контроля качества добываемой питьевой воды.

Как считают геологи, уже в ближайшее время воду сможет добывать кто угодно и из каких угодно горизонтов, в то же время контроль над этими процессами окажется невозможным.

– На первый взгляд, изменения, принятые на федеральном уровне, могут показаться не такими уж значительными, – говорит начальник отдела геологии и лицензирования по Воронежской области департамента недропользования по ЦФО Андрей Звонарев. – Если раньше выдачей всех лицензий на добычу подземных вод занималось наше ведомство, то теперь предоставление в пользование участков недр, содержащих подземные воды, объем использования которых не превышает более 500 кубических метров в сутки, будут осуществлять структуры исполнительной власти субъектов РФ. У нас в области таковым является департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области.

Плюс к этому, говорит Андрей Евгеньевич, меняется и система надзора за недропользователями. Если раньше всех их контролировало управление Росприроднадзора по Воронежской области, то теперь проверять тех, кто добывает менее 500 кубометров в сутки, будет обязан тот же департамент субъекта РФ. Получается, что орган, выдающий лицензии, должен будет своими силами осуществлять и контрольные мероприятия. По этой причине в свое время были упразднены главные управления природных ресурсов: государство справедливо решило, что в соединении этих функций кроется коррупционная составляющая. А сейчас, выходит, все возвращается?

Но и это, по мнению руководителя, не главное последствие новшеств.

– Поправками предусмотрено, что если водопользователь будет добывать для нужд, не связанных с коммерческой деятельностью, не более 100 кубометров в сутки, то он может не проводить оценку запасов подземных вод, – продолжает Андрей Звонарев. – При этом потреблять ее он имеет право только из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения – «верховодок». Спрашивается – а как это можно определить без ранжирования продуктивных водоносных горизонтов по перспективам их использования для питьевого водоснабжения и проведения оценки запасов подземных вод?

Дробление ради экономии

Для того, чтобы понять, в чем угроза, нужно сначала объяснить, что такое оценка запасов.

– Оценка говорит о том, можно ли получить заявленное количество воды безопасно для эксплуатационного горизонта, при условии сохранения существующей гидродинамической и гидрохимической обстановки, – говорит заместитель директора НИИ геологии геологического факультета ВГУ Юрий Устименко. – Также оценка запасов подземных вод позволяет определить, можно ли получить необходимое количество воды именно надлежащего качества, отвечающего целевому назначению.

Согласно имеющимся нормативам, за счет извлечения 100 кубических метров воды в сутки можно напоить целый населенный пункт численностью до 350 человек. Из водозаборов подобной мощности сегодня осуществляется водоснабжение примерно миллиона человек, проживающих в сельской местности Воронежской области.

– Естественно, если у их собственников появится возможность не проводить оценку запасов для получения лицензий, они сразу же ею воспользуются, – уверяет руководитель одной из крупнейших фирм по строительству систем водоснабжения ООО ВПФ «ПССВ» Николай Швецов. – Более того, крупные водопользователи начнут дробить лицензии. Например, добывает животноводческое предприятие несколько сотен кубометров воды в сутки, берет лицензии отдельно на каждый водозабор, который предварительно ставит на баланс отдельной фермы, и все, может не беспокоиться по поводу оценки запасов подземных вод.

Но крупные агрохолдинги, скорее всего, заниматься такой деятельностью если и станут, то не массово – они, как правило, заботятся об экологическом аспекте собственной деятельности. А вот руководство небольших населенных пунктов вполне сможет в массовом порядке начать передавать скважины на баланс частных компаний и экономить тем самым деньги, в том числе, на оценке.

От воды до онкологии

К чему же может привести подобная экономия? Во-первых, к бесконтрольному использованию водных ресурсов. Во-вторых, к разорению целого ряда небольших геологических предприятий, оснащенных профессиональным кадровым коллективом.

– Отсутствие четких механизмов контроля приведет к тому, что, заявляя сто кубических метров, водопользователи могут поддаться соблазну добывать большее количество, – говорит экс-руководитель департамента по недропользованию по ЦФО Сергей Жабин. – Проблема в том, что из разрешенных горизонтов, не являющихся основными эксплуатационными, такой объем чаще всего добыть невозможно. Значит, будут бурить глубже, а проконтролировать это уже никто не сможет.

– Такой подход несет в себе угрозу заражения водоносных горизонтов, – продолжает Николай Швецов. – Уже сегодня воду из большинства вновь пробуренных скважин Роспотребнадзор признает непригодной для питья. Системы очистки справляются с повышенным содержанием железа и марганца, но, например, фтор и бор уже представляют проблему. А что начнется, если в воду попадут синтетические отравляющие вещества с поверхности!

При этом о самом существовании таких веществ в воде люди смогут узнать только постфактум: именно из-за отсутствия четких механизмов контроля.

– Комиссия Минздрава совместно с гидрогеологами уже доказала наличие корреляционных связей между качеством воды и увеличением числа онкологических заболеваний в Вологодской области, – продолжает Николай Иванович. – Подобные связи уже обнаруживаются и в нашем регионе – в частности, в Семилукском и Хохольском районах, где вода перенасыщена фтором и бором. И в таких условиях столь деликатную сферу отдают практически на произвол судьбы!

На пути к регламенту

Принятие указанных изменений в Федеральный закон «О недрах» усложняется еще и отсутствием какого-либо переходного периода до момента вступления их в законную силу.

– Сами поправки приняты Госдумой 29 декабря 2014 г., – говорит Андрей Звонарев. – А вступили они в действие уже с 1 января 2015-го. И масса вопросов осталась без ответов. Например, что теперь будет с ранее выданными лицензиями? Кто компенсирует геологическим организациям затраты на уже проведенные или проводимые в рамках старых требований законодательства работы по оценке запасов воды? Регионам не дали времени для того, чтобы разработать порядок выдачи лицензий, в результате чего сегодня в Воронежской области ни одно предприятие, добывающее менее 500 кубометров воды в сутки, не может внести изменения в имеющиеся лицензии и получить новые.

Проблема усугубляется еще и тем, что в самом областном Департаменте природных ресурсов и экологии отсутствуют специалисты, занимающиеся вопросами гидрогеологии.

– Я могу сказать, что и в департаменте по недропользованию высококвалифицированного гидрогеолога найти не так-то просто, – поясняет Сергей Жабин. – А уж в некоторых регионах их нет вообще. Воронежской области в этом смысле повезло – здесь есть сильная научная школа, производственные предприятия с многолетней историей работы. Поэтому, если областные власти захотят использовать их опыт для разработки соответствующих процедур и регламентов, это может позволить серьезно сгладить негативный эффект от изменений федерального законодательства. Достаточно создать соответствующую межведомственную комиссию, в которую пригласить специалистов, и вместе выработать общие условия работы.

О каких условиях эксперты ведут речь, прежде всего?

– Во-первых, нужно выработать терминологический аппарат для формирования подробного порядка и регламента соответствующего недропользования, – говорит Андрей Звонарев. – Необходимо четко классифицировать водоносные горизонты, обозначив основные эксплуатационные, дать определения понятиям, что считать при использовании общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод для владельцев земельных участков «для собственных нужд», а что – для «осуществления предпринимательской деятельности». С целью координации распоряжения государственным фондом недр требуется построение подробной гидрогеологической карты Воронежской области. На ней будет отображена информация по продуктивным водоносным горизонтам, перспективам их использования для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, и водоносным горизонтам, доступным для безлицензионного пользования подземными водами собственниками земельных участков. В перспективе необходимо разработать Геологический атлас Воронежской области. На это потребуется много времени и средств областного бюджета. Для этого на данном этапе, при оформлении лицензий на участки недр, объем извлечения подземных вод из которых не превышает 100 кубических метров, необходимо предусмотреть представление недропользователями гидрогеологических заключений по участкам недр, в которых была бы приведена исчерпывающая геологическая характеристика, обоснование количества, качества заявленной потребности воды, рекомендации по минимизации экологических последствий при эксплуатации подземных вод, подтвержденные опытным путем. Для проведения подобных работ в Воронежской области имеется не один коллектив высококвалифицированных специалистов-гидрогеологов.

По мнению же Сергея Жабина, первым шагом в нормализации ситуации должно стать взаимодействие профильной структуры Воронежской области с профессиональным сообществом гидрогеологов.

– То, как будет развиваться ситуация в регионе, напрямую будет зависеть от грамотности составленных процедур и регламентов, – убежден Сергей Васильевич. – Приглашение в качестве экспертов при разработке нормативной базы ученых-гидрогеологов и производственников просто необходимо. Впоследствии же возможно будет наладить взаимодействие между департаментом природных ресурсов и экологии с отделом геологии и лицензирования, который может проводить проверку всех поступающих заявок на лицензирование. В таком случае хотя бы на уровне Воронежской области можно будет избежать серьезных потрясений, связанных с внедрением поправок в закон «О недрах».