Газета,
которая объединяет

Если без эмоций

Катастрофа Як-42Д, случившаяся 7 сентября, может стать поворотной вехой для всего отечественного авиастроения, а значит, и для Воронежа. Президент России Дмитрий Медведев, выступая на  совещании в Ярославле, посвященном гибели почти всего состава хоккейного клуба «Локомотив», заявил о том, что если национальные производители самолетов не могут обеспечить качество и безопасность воздушных судов, то придется закупать лайнеры за рубежом.

«Дальше невозможно жить с таким парком, – сказал Дмитрий Медведев. – Правительству придется принимать решения. Ценность человеческой жизни выше, чем все, в том числе поддержка национального производителя. Если не можем выпускать достойный транспорт, надо закупать за границей».

Эти слова вызвали у многих политиков и общественных деятелей негативную реакцию. Их общую направленность выразил воронежский депутат Госдумы, советник гендиректора ВАСО Сергей Гаврилов. Он считает, что заявление главы государства вызвано эмоциями. По мнению депутата, проблема с повысившейся аварийностью отечественных самолетов не в том, что они изготовлены некачественно: причины надо искать в отрасли в целом. Мол, авиакомпаниям слишком накладно производить ремонт российских самолетов, так как отечественные производители оценивают свой сервис намного дороже, чем зарубежные: объемы выпуска машин на наших заводах небольшие, а многотысячным коллективам необходимо платить зарплату. И выход, по мнению депутата, как раз в возвращении к серийному производству отечественных самолетов.

На мой взгляд, высшая правда в этом заочном споре принадлежит Дмитрию Медведеву. И не потому что он президент: просто нельзя рассматривать жизни людей как сопутствующий фактор на период, пока наша авиационная отрасль наконец заработает. Как это ни печально для тех, кто с ней связан, но мы не имеем права рисковать людьми, сначала долго расписывая концепции и программы, затем еще дольше изыскивая на них бюджетное финансирование и, наконец, бесконечно ожидая внедрения и результатов.

Но те, кто не согласен с позицией президента, логически правы вот в чем: если мы сегодня свернем все отрасли, которые производят продукцию хуже по качеству, чем зарубежные аналоги, то сможем себе позволить только нефть, газ и матрешек.

Как разрешить эту дилемму? Во-первых, надо объективно признать: причины многочисленных катастроф лежат в том числе в их конструктивных недостатках. На том же совещании в Ярославле, где прозвучало высказывание президента, глава Министерства транспорта Игорь Левитин отметил: разбившийся Як-42Д «выработал только половину своего ресурса», а «квалификация экипажа самолета была высокая». В этой связи мне волей-неволей вспоминается катастрофа 5 марта этого года. Тогда новый, только что с конвейера ВАСО, Ан-148, за штурвалом которого сидели асы-испытатели, рухнул в 134 км от Воронежа. Причины называли разные – и поломка указателя скорости, и неверные действия летчиков из Мьянмы. Но ведь современные машины должны иметь несколько ступеней технической защиты, в том числе страхующие от абсурдных или опасных действий пилотов. Вот только как назвать воронежскую продукцию современной, если не успевает самолет взлететь, как у него ломается указатель скорости?!

На мой взгляд, в сложившейся ситуации у государства есть несколько путей решения проблемы. Один из них начинается как раз с реализации предложения президента – отказа от закупок отечественных самолетов. С тем, чтобы отрасль начала свой рыночный путь с нуля. С создания малых, но эффективных предприятий по выпуску комплектующих для западных компаний. Потом – строительству малых самолетов. В конце концов, быть может, возвращению на рынок крупных машин. Это долгий и сложный путь, который, однако, позволит получить на выходе действительно конкурентоспособную отрасль, выпускающую качественную и востребованную продукцию. При этом к технологическому отставанию государства в целом такой шаг не приведет: наши военные самолеты демонстрируют совершенно иной уровень надежности и эффективности.

Еще один любопытный вариант решения проблемы предложил Правительству РФ самарский завод «Авиакор»: принять специальную программу по утилизации авиахлама по типу того, какая была принята в автопроме. По мнению отраслевых аналитиков, в течение трех-пяти лет это позволило бы реально обновить парк воздушных судов.

Ну, и не надо забывать об эффективном китайском опыте. Там никто и не пытается создавать новые машины собственным умом, понимая, что пока к этому нет технологических предпосылок. Зато «подкорректированные» западные модели быстро ставятся на поток и успешно реализуются на рынках Азии, Африки и Ближнего Востока.

В общем, варианты решения проблемы есть. Главное – выбрать хотя бы один из них, а не оставлять все как есть, сославшись на эмоции, вызванные недавней трагедией.