Газета,
которая объединяет

Услышьте нас на суше!

Вчера страна отметила День моряка-подводника. Особый для Воронежа день
Рубрика: Социум№ 28 (1888) от
Автор: Ирина Костенко

На звание родины Военно-морского флота претендуют многие города: Северодвинск, Мурманск, Североморск, Санкт-Петербург… И на первый взгляд, Воронеж в соперничестве с претендентами уступает – ну, ведь у нас даже моря нет!

Воронежцы-то, конечно же, фразу про «колыбель Военно-морского флота» хорошо знают. Да и хотя бы краем уха слышали о первом в стране адмиралтействе – построенном в столице Черноземья, а не в Санкт-Петербурге или Северодвинске. И – о возведенных на реке Воронеж кораблях – специально для первого регулярного Военно-морского флота.

Откуда сомнения?

«А вот гости нашего города часто сомневаются в нашем статусе, – рассказывает нам Михаил Бобрешов, капитан второго ранга в отставке, директор Воронежской региональной общественной организации «Колыбель русского флота», создатель музея истории Военно-морского флота, – Ну, и ничего удивительного в этом нет. Сами подумайте: мало кто будет искать документальные подтверждения, читать историческую литературу – людям нужно какое-то материальное доказательство». Вот и выходит порой, сетует военный, что Воронеж с родиной Морфлота почти не ассоциируется…

Накануне Дня моряка-подводника корреспонденты газеты «Берег» посетили музей истории морского флота. Его автор рассказал нам, как, по его мнению, можно восстановить историческую справедливость. И, конечно же, в преддверии памятной даты – показал недавно пополненную экспозицию, посвященную воронежским морякам-подводникам.

«Самое важное для людей, как я уже говорил – материальное доказательство, которое говорило бы само за себя. В этом смысле считаю правильным воссоздание линкора «Гото Предестинация». Сохранение памяти для меня – это не немые документы, а когда о великих событиях и людях рассказывают и показывают, выясняют новые факты», – делится своими соображениями кавторанг.

Для торжества справедливости

Наш собеседник также сыграл немалую роль в восстановлении исторической справедливости. Именно он на чистом энтузиазме более 13 лет назад создал музей истории Военно-морского флота.

«Я давным-давно, еще во времена своей службы думал о том, как увековечить память моряков-подводников, погибших на службе Отечеству, – вспоминает Михаил Дмитриевич, – и еще мне не давала покоя мысль: почему в Воронеже, на родине Военно-морского флота, нет музея? Да, есть уголок в краеведческом музее, посвященный морфлоту и морякам, открыли недавно тематическую экспозицию в Музее-диораме... Но все это можно сделать абсолютно в любом городе…»

А Воронеж, решил моряк, достоин большего – специального музея. В идеале, это должно быть большое старинное помещение в центре города…

Свою идею Михаил Бобрешов не замедлил претворить в жизнь – правда, с дореволюционным особняком не получилось – и музей расположился в небольших помещениях обычной квартиры жилого дома по адресу улица Лизюкова, 44.

По этому поводу военный вспоминает один комичный случай из своей практики «архивариуса». Как-то к нему в музей на экскурсию прибыла делегация из США. Из штата Канзас. И американцы первым делом спросили создателя – а почему, мол, музей такой маленький?

«Вот задача, – вспоминает с улыбкой Михаил Дмитриевич, – надо ж и правду сказать, и не опозориться… Я тогда ответил иностранным гостям риторическим вопросом: а где ж, говорю, вы видели, чтобы на подлодке было много места? Вот смеху-то было!»

Многое в экспозиции музея – из личного архива самого автора: немало уникальных документов, вещей, уже ставших экспонатами, редких фотографий, картин, книг, макетов…

Всю жизнь, по своему собственному признанию, Бобрешов собирал эти артефакты, много фотографировал сам.

В залах музея, казалось, собралась, действительно история ВМФ – со времен Петра I до наших дней. Все экспонаты расположены в хронологическом порядке.

Когда смотришь несколько увесистых тетрадей – книг отзывов – понимаешь, музей истории ВМФ – востребован! Одна из книг заведена специально для высокопоставленных лиц… Первую запись в ней сделал Герой России, контр-адмирал Сергей Рачук.

Указ Президента выполнил!

Указ Президента №1577 от 26 августа 2000 года в пункте 3 гласит: «Рекомендовать органам государственной власти субъектов РФ осуществлять мероприятия по увековечению памяти погибшего при выполнении учебно-боевого задания экипажа атомного подводного крейсера «Курск».

«Считаю, что Указ Президента я выполнил», – не без гордости говорит Михаил Бобрешов.

В музее Военно-морского флота погибшим морякам-подводникам посвящена отдельная комната-экспозиция. Не последнее место в ней занимают стенды, рассказывающие о погибших на «Курске» воронежцах…

Но начинается экспозиция с более раннего события – гибели подводной лодки «Комсомолец». Эта трагедия произошла в Норвежском море 7 апреля 1989 года…

Тогда погибло 42 человека. На стенде есть уникальная фотография – все эти люди участвуют в параде по случаю Дня защитника Отечества в Видяево. Не пройдет и двух месяцев – и все они погибнут. Среди них – наш земляк Вадим Зимин. В 2013 году в школе №68 на улице Переверткина была торжественно открыта мемориальная доска, посвященная погибшему подводнику. На Коминтерновском кладбище военному установлен памятник.

В музее хранятся некоторые вещи Вадима Зимина, а также – знамя с затонувшей подлодки. Его Бобрешову подарил один из участников экипажа, которого не было в день гибели на субмарине.

«Символ корабля когда-то заменили на новый, – рассказывает Михаил Дмитриевич, – а этот человек знамя припрятал, – и вот теперь оно с подлодки, лежащей на дне Норвежского моря, – у меня».

Далее – особый уголок экспозиции, посвященный экипажу «Курска». В нем – портретные фотографии воронежцев, погибших на подлодке. Это – капитан третьего ранга Николай Белозеров, командир электротурбинной группы БЧ-5 (жена моряка похоронила его в Санкт-Петерурге), старший мичман Игорь Ерасов, матрос Николай Павлов.

«Когда я рассказываю детям об этом молодом человеке – привожу им его в пример – ведь парнем он был образцово-показательного поведения: не пил, не курил, занимался спортом», – рассказывает создатель музея.

Когда подняли подлодку «Курск»… нашли вещи 26-летнего Алексея Шевчука. Размытое водой удостоверение личности, командировочное удостоверение, ключи от квартиры, купюра номиналом в 10 руб. – все это передали музею родители Алексея. Они же отдали и фрагмент торпеды с атомохода «Курск».

Ко Дню моряка-подводника Михаил Бобрешов всегда обновляет эту экспозицию…

Кстати

Отдельный уголок в музее посвящен Иоанну Стеблину-Каменскому. Он возглавлял в 1929 году Воронежскую епархию, а до этого был моряком-подводником. Свои «полномочия» ему передал незадолго до своего ареста епископ Александр Буи. Отец Иоанн был расстрелян уже в 1930 году. Эти данные Михаил Бобрешов нашел в областном архиве среди документов НКВД...