Газета,
которая объединяет

«Вера» и надежда

Воронежский общественник знает, как уменьшить детский травматизм
Рубрика: Судьбы№ 29 (1889) от

Формально жителя Левобережья Виктора Фролова следует отнести к категории граждан с ограниченными возможностями здоровья: 18 лет этот мужественный и неравнодушный человек, руководитель общественной организации «Вера», прикован к кровати.

Но драматические жизненные обстоятельства не помешали Виктору Митрофановичу заниматься благим и очень нужным делом: его идеями и стараниями уже многим воронежским школьникам удалось избежать неприятностей на дорогах. Как увеличить количество детей, знающих правила дорожного движения и умеющих ими пользоваться? В качестве ответа на этот вопрос – беседа корреспондента «Берега» с общественником-изобретателем.

Лечат и калечат

– Виктор Митрофанович, давайте вернемся в «здоровый» период жизни – кем вы тогда работали?

– Специальностей у меня много. До того, как стал инвалидом, я трудился на многих воронежских заводах, на пассажирском предприятии. За время работы в строительном кооперативе построил 22 дома, расположенных на территории нашей области. И вот однажды стеклил дом на остановке «Гипрокаучук» (работал я тогда столяром-плотником в ОКС «Левобережник») – там, где сейчас находится «Зеленая аптека». Возвращаясь с работы, сел на трамвай. Проехал три остановки до дома. Как вышел на своей остановке – не помню. Очнулся уже после третьей операции в больнице: половины черепа – нет. Что произошло – не знаю. Врачи сказали: «Тебя кто-то ударил в висок тяжелым мягким предметом». Я поинтересовался: «Что такое тяжелый мягкий предмет?» Мне пояснили, что им вполне могла быть обычная «полторашка» минералки. Вес бутылки с водой – полтора килограмма. Умножьте его на ускорение, созданное замахом руки… В общем, в голове лопнул сосуд, произошла клиническая смерть.

– Ничего себе…

– Да, мне вскрывали оба виска, я несколько раз умирал в реанимации. В правом виске сначала сделали дырку в 3 сантиметра, потом пришлось делать отверстие аж 10 на 12 сантиметров! Я мог в свою голову спрятать кулак! Долгое время жил с натянутой над поврежденным местом кожей. Однажды она порвалась, и мне в палате зашивали голову «на живую». Врач осмотрел, говорит: «Терпи, на операционный стол мы тебя не довезем, надо оперировать здесь»…

– Это был самый суровый больничный эпизод?

– Нет, произошел еще один крайне неприятный случай. Врач, уже было собиравшийся выписывать меня, увидел, что моя левая нога не разгибается в колене. А левая рука – в локте. Сказал, что пришлет массажистку – и та посмотрит, что к чему. Эта «массажистка», придя, обняла меня за левую кисть – и неожиданным резким движением выпрямила руку. Меня пронзила дикая боль! Я начал ругаться матом на всю палату! Слышу: «Ругайся, ругайся, я не такое слышала». Стало понятно, что раз она «не такое слышала» – с ее квалификацией все ясно… Но что было делать? Поругался-поругался – и успокоился. Она опять подошла ко мне – и проделала то же самое с ногой… Подозреваю, что если бы не то «лечение», я бы уже давно ходил…

Детский вопрос

– Однако ж я знаю, что в своем несчастье вы не замкнулись и, более того, решили помогать другим жить долго и счастливо…

– Дело было вот как. В 1998 году, летом, я попал на очередной курс лечения. И мне зять принес в палату телевизор. Проходящая мимо палаты женщина, увидев телевизор, попросила: «Мужчины, разрешите дочке кино детское посмотреть, очень сильно просит». И завезла к нам в палату маленькую девочку на инвалидной коляске… Меня это просто шокировало! Когда гости собрались уходить, я спросил, что случилось с девочкой, и узнал – опаздывала в школу, спешила, перебегала дорогу в неположенном месте. И попала под машину. Автомобиль проехал по ногам ребенка, раздробив их. Девочке в больнице загипсовали ноги, но не сделали полное обследование. А была нужна еще и операция на голове. Когда сняли гипс, оказалось, что ножки срослись неправильно. Но врач-нейрохирург запретил ломать их и заново делать операцию: травма головы была очень серьезной… А вы только представьте себе эту девочку! Ее голова – не выше спинки инвалидной коляски!

– И этот единственный случай сподвиг вас на изобретательскую деятельность?

– Нет, не единственный. В 1999 году в одной палате со мной оказался мальчик лет восьми – тоже с трепанацией черепа. И так же, как и я, парализованный на левую сторону. Он не мог самостоятельно есть: руки не дотягивались до каркаса «балканской арки» (специальное приспособление для лежачих больных – прим. авт.). Ел он только с помощью родителей. И вот однажды, после очередного обеда, сын спросил отца: «Папа, неужели вы, здоровые люди, инженеры-механики, ничем не можете нам помочь?» Как это было страшно…

– Что вы решили предпринять в первую очередь?

– Я стал звонить в школы, где учились мои дети. Просил пригласить к телефону учителей начальных классов. Спрашивал у них: «Учите ли вы детей безопасности дорожного движения?» Мне отвечали, что, мол, да, в рамках уроков ОБЖ. Но, во-первых, курс ОБЖ начинается далеко не с первого класса. А во-вторых, учебники по этой дисциплине – настолько топорные…

Уроки отца

– И каким же увиделся выход из ситуации?

– Решение пришло быстро. Я вспомнил, как нас с братом в детстве отец учил правилам дорожного движения в игровой форме. И это было страшно интересно! Не говоря уже о том, что правильное решение поставленной отцом задачи стимулировалось десятью копейками на мороженое... Пригласил я домой учителя, рассказал ему об идее, которая возникла к тому времени: не просто рассказывать школьникам о правилах дорожного движения, а – организовать игровой процесс. Причем не так, как делали мы с отцом – просто катали туда-сюда автомобили. А мне захотелось, чтобы дети могли сами кататься!

– Но ведь для этого нужна как минимум спецтехника!

– Конечно. И я сразу подумал про своего тренера по картингу (в юности занимался этим видом спорта), Валерия Павловича. У него, мне казалось, можно взять чертежи картинга – и адаптировать авто для детей. Всевышний помогал на протяжении всего моего пути, помог и здесь. Не успел я вспомнить про Валерия Павловича, как тут же увидел его в новостях по телевизору! Позвонил на телеканал, взял контакты тренера – и мы встретились. Он подсказал: «Картинги тебе не нужны, придумай что-нибудь механическое, так будет безопаснее». Валерий Павлович же помог мне зарегистрировать общественную организацию «Вера» – для того, чтобы проще было реализовать свою идею.

– Но одной идеи явно недостаточно…

– Как только мы зарегистрировали организацию – позвонил директор парка «Дельфин». Он рассказал мне про предпринимателя Александра Ловягина, который занимался веломобилями. Конечно, я с ним познакомился, предложил вместе создать автогородок, где бы дети могли изучать правила дорожного движения. Оговаривалось, что за эту услугу можно взимать небольшую плату. Хотелось вырученные деньги направлять на помощь инвалидам: они постоянно звонят в «Веру», просят помочь оплатить лекарства или пребывание в стационаре…

На помощь!

– И автогородок все-таки появился?

– Я начал делать его в 2002-м. А несколько лет спустя мы провели первый урок в одной из школ города. Здесь тоже были сложности. Директора школ не хотели пускать нас к себе, не зная, кто мы такие, и не понимая, чего хотим от детей. И только после долгих уговоров директор лицея №6 согласился на проведение урока. Успех проекта стал очевиден в одночасье: после первого же занятия родители были готовы платить большие деньги за то, чтобы подобные уроки проводились постоянно!

– А что представлял собой ваш «автопарк»?

– В первом автогородке было 10 веломобилей. Завод им. Коминтерна сконструировал нам корпус светофора. Я отпечатал детям импровизированные водительские удостоверения, типа визиток. Ребята за время урока успевали побыть и пешеходами, и водителями, и сотрудниками ГАИ.

– То есть все функционировало успешно?

– Да, до тех пор, пока мой компаньон и помощник не украл этот проект. Мало того, что человек для личного обогащения присвоил идею, 2 автогородка, 20 веломобилей. Он еще и оставил у себя мои детали на 80 новых машин. Это было несложно: детали хранились у него в гараже. Я его учил проводить уроки – теперь он знает, как и с кем работать. Школы его приглашают, платят ему деньги, он кладет заработок себе в карман. Получается, что я для него создал бизнес, а сам остался с носом. Теперь моя задача – сделать все заново. И я с ней успешно справляюсь. Почти готов новый автогородок… Но одновременно надо работать и над тем, чтобы перекрыть кислород бывшему компаньону. Бывает, звоню в школу, а мне говорят, что он недавно там был...

– Надеюсь, после нашего интервью появятся люди, которые захотят вам помочь. Как это сделать?

– Заходите на мой сайт: автогородок36.рф. Там есть и контакты, и реквизиты для тех, кто желает помочь реализации моей идеи. Помощь действительно очень нужна! Любая! Даже небольшие суммы для меня – большая проблема. Если бы только я встал – обязательно бы нашел способ заработать! Знаете, я писал письма всем, кому только можно. Связывался даже с «Битвой экстрасенсов». Спрашивал, что со мной случилось и буду ли я ходить. Экстрасенсы довольно точно описали происшествие («удар от незнакомца, приведший к инвалидности»). А что касается перспектив встать на ноги – ответили, что это возможно, если мне окажут квалифицированную медицинскую помощь. Я узнавал, сколько это стоит – для меня сумма неподъемная…

Александр ВОЛКОВ