Смотреть веселыми глазами
Реальный шанс отвлечься от негатива действительности воронежской и не
только дает возможность посещения новой выставки в областном художественном
музее им. Крамского. За ее незамысловатым названием – «Московские художники
Т.А. Маврина и Н.В. Кузьмин» – отсутствие натужных понтов, актуальных обличений и прочей муры,
которую так часто выдают за искусство.
В составе чертовой дюжины
Благодаря этому событию воронежцы увидят 70 работ 1930-1970-х годов из собрания Государственного музея А.С. Пушкина. Представитель которого, старший научный сотрудник отдела изобразительных фондов, хранительница коллекции произведений Татьяны Мавриной Алла Руднева рассказала на открытии об особенностях творчества и жизненном пути художников. Отметив для начала уникальное своеобразие выставки: оба художника в разное время иллюстрировали произведения А.С. Пушкина. И в значительной степени получили известность и признание благодаря именно этим работам.
Имена Николая Кузьмина (1890-1987) и Татьяны Мавриной (1900-1996) стали хорошо известны в среде художников еще в начале 1930-х, после выставки «Группы 13», в которую эти авторы пришли в 1929 году. «Группа 13» объединила художников-графиков, стремившихся «к живому трепетному рисунку, должному ложиться на бумагу непосредственно, без предварительной подготовки». Само название – чертова дюжина – не только обозначало количество участников выставки, но и ассоциировалось с неким вызовом академической школе.
Николай Кузьмин-иллюстратор начинал с рисунков виньеток в журналах «Аполлон» и «Лукоморье» в 1910-е годы. В «Группе 13» был одним из лидеров и теоретиков объединения. В 1924 году Николай Васильевич переехал в Москву и стал активно работать как книжный художник в издательствах «Academia», «Художественная литература» и других. Он всегда подробно изучал эпоху, быт, приметы времени, его рисунки дополняли авторское слово. Иллюстрации к произведениям Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Лескова принесли мастеру заслуженную славу и признание.
Москва военного времени
На произведениях Татьяны Алексеевны Лебедевой, которая соединила свою судьбу с Кузьминым в августе 41-го, появилась подпись «Маврина» (фамилия ее матери) в 1930 году – на той же первой выставке «Группы 13». Маврина начинала как живописец и график. В 1976 году одной из первых русских художников ХХ века была награждена премией Ганса Христиана Андерсена «за международный вклад в дело иллюстрации детской книги». Художницей проиллюстрировано более 100 изданий русской и мировой классики.
В Государственный музей
А.С. Пушкина, только что открывшийся, Николай Васильевич и Татьяна Алексеевна
пришли в начале 1960-х годов – и стали его верными друзьями и помощниками. Там
проходили выставки их работ, музею художники дарили свои рисунки к пушкинским
произведениям (впоследствии составившие главную часть «семейной» коллекции),
редкие издания, лубки начала ХIХ века, предметы прикладного искусства.
– Так начала формироваться наша музейная коллекция Татьяны Алексеевны Мавриной и Николая Васильевича Кузьмина, – рассказывала Алла Руднева. – А на этой выставке мы, кроме всего прочего, постарались выделить московские архитектурные пейзажи художников. Татьяна Маврина неслучайно называла Москву второй родиной. «В мой жизненный состав любовь к старине пришла из издания Грабаря. А потом этому научила война, когда погибали один за другим северные храмы. В Москве я ходила и, если удавалось, ездила по дальним и ближним улицам – рисовала, запоминала. Может, впервые разглядывала шатровые колокольни, причудливые пятиглавки, стены и башни». Так появилась серия акварельных рисунков с видами Москвы военного времени. Художница передала красоту церквей и соборов, используя яркие цвета. Ее акварели очень выразительны: на фоне серого московского неба расцветают зеленые, белые, розоватые стены колоколен, соборов и церквей. Эксперты считают: именно талант смотреть на мир «веселыми глазами заволжских кустарей» и придает рисункам Мавриной незабываемый колорит, насыщает их обилием неповторяющихся деталей, делает яркими и праздничными.
Волшебный ларец
Татьяна Алексеевна много путешествовала по ближнему и дальнему Подмосковью, с любовью рисовала старинные русские города – Суздаль, Переславль-Залесский, Архангельск, Великий Устюг. Ее самый любимый город – Загорск, где художница была частым гостем. Работы Мавриной 1940-х годов, сохранившие для нас архитектурную летопись Москвы XVII-ХIХ веков, высоко оценивал академик Грабарь.
Что же касается пушкинских сказок – к ним Маврина неоднократно обращалась в течение всей жизни. Ее любовь к Пушкину – с младых ногтей: «Более русского поэта и не сыскать. Для меня самое душещипательное стихотворение с детства – «У лукоморья дуб зеленый». В этих коротких строчках – все три тома сказок Афанасьева, лубки и былины. Это стихотворение – вроде волшебного ларца, из которого вылезает и город, и войско, и народ».
В 1960 году за оформление поэмы «Руслан и Людмила» Маврину наградили серебряной медалью ВДНХ. Художница «смешала» разные приемы письма, присущие русской иконе, лубку, персидской миниатюре, создала собственный неповторимый стиль, сразу выделивший ее рисунки среди других. В 1970 году отдельной книгой выходит любимое мавринское «Лукоморье», в 1977 году было осуществлено издание «Сказок А.С. Пушкина» с рисунками Татьяны Алексеевны.
Пушкин – собственной персоной
«Пушкиниана Николая Кузьмина» началась с иллюстраций к роману «Евгений Онегин». Отдавая дань художественной культуре «Мира искусства», этот тонкий, думающий художник уделял большое внимание структуре книги. Издание романа «Евгений Онегин» (1933) – итог долгих его наблюдений. Работа над рисунками длилась около пяти лет, горячо обсуждалась с известными пушкинистами Цявловскими, почувствовавшими в Кузьмине чуткого читателя пушкинского текста. Неудивительно, что в издании все оказалось продуманным до мелочей. А все потому, что Кузьмину открылся автобиографический смысл подробностей «Евгения Онегина». Впервые в иллюстрациях к популярному роману в числе действующих лиц появился сам Пушкин – то прогуливающийся с Онегиным по набережной Невы, то беседующий с будущими декабристами. Легкая, изящная, стремительная линия в рисунках не только соответствует содержанию и стилю произведения, но и замечательно передает внутренний смысл поэтического текста.
В 1957 году Николай Кузьмин проиллюстрировал поэму «Граф Нулин» – в стиле альбомных рисунков пушкинского времени. И в «Евгении Онегине», и в «Графе Нулине» появились острые иронические зарисовки, переходящие в карикатуру. И получившие свое логичное завершение в книге пушкинских эпиграмм, изданной в 1979 году.
Но – не Пушкиным единым живо и ценно творчество московских художников. Портреты, натюрморты-коллажи, русские города и деревни – вот неполный перечень «точек приложения» таланта той же Мавриной. Полевые цветы – маки, васильки, плакун-трава и так далее – еще одна сильная ее «слабость»: художница могла, будучи уже в преклонных летах, нарисовать два-три букета в день. И в дом к Татьяне Алексеевне нельзя было прийти без цветов…
Посетить выставку в музее Крамского можно будет еще в течение почти двух месяцев – она проработает по 24 мая.