Газета,
которая объединяет

Смотреть веселыми глазами

В музее им. Крамского работает выставка «Московские художники Т.А. Маврина и Н.В. Кузьмин»
Рубрика: от
Автор:

Реальный шанс отвлечься от негатива действительности воронежской и не только дает возможность посещения новой выставки в областном художественном музее им. Крамского. За ее незамысловатым названием – «Московские художники Т.А. Маврина и Н.В. Кузьмин» – отсутствие натужных понтов, актуальных обличений и прочей муры, которую так часто выдают за искусство.

Очень хорошо понимаю открывавшего выставку директора музея Владимира Добромирова, который обмолвился на тот счет, что, мол, не всегда нужные для подобных торжеств слова бывают правдивыми. Иной раз момент, в силу приличий и официальных установок, требует одного, а душа выступающего – другого. В случае же с художниками Мавриной и Кузьминым подобные компромиссы исключены: явление Воронежу таких мастеров – действительно значительное событие.

В составе чертовой дюжины

Благодаря этому событию воронежцы увидят 70 работ 1930-1970-х годов из собрания Государственного музея А.С. Пушкина. Представитель которого, старший научный сотрудник отдела изобразительных фондов, хранительница коллекции произведений Татьяны Мавриной Алла Руднева рассказала на открытии об особенностях творчества и жизненном пути художников. Отметив для начала уникальное свое­образие выставки: оба художника в разное время иллюстрировали произведения А.С. Пушкина. И в значительной степени получили известность и признание благодаря именно этим работам.

Имена Николая Кузьмина (1890-1987) и Татьяны Мавриной (1900-1996) стали хорошо известны в среде художников еще в начале 1930-х, после выставки «Группы 13», в которую эти авторы пришли в 1929 году. «Группа 13» объединила художников-графиков, стремившихся «к живому трепетному рисунку, должному ложиться на бумагу непосредственно, без предварительной подготовки». Само название – чертова дюжина – не только обозначало количество участников выставки, но и ассоциировалось с неким вызовом академической школе.

Николай Кузьмин-иллюстратор начинал с рисунков виньеток в журналах «Аполлон» и «Лукоморье» в 1910-е годы. В «Группе 13» был одним из лидеров и теоретиков объединения. В 1924 году Николай Васильевич переехал в Москву и стал активно работать как книжный художник в издательствах «Academia», «Художественная литература» и других. Он всегда подробно изучал эпоху, быт, приметы времени, его рисунки дополняли авторское слово. Иллюстрации к произведениям Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Лескова принесли мастеру заслуженную славу и признание.

Москва военного времени

На произведениях Татьяны Алексеевны Лебедевой, которая соединила свою судьбу с Кузьминым в августе 41-го, появилась подпись «Маврина» (фамилия ее матери) в 1930 году – на той же первой выставке «Группы 13». Маврина начинала как живописец и график. В 1976 году одной из первых русских художников ХХ века была награждена премией Ганса Христиана Андерсена «за международный вклад в дело иллюстрации детской книги». Художницей проиллюстрировано более 100 изданий русской и мировой классики.

В Государственный музей
А.С. Пушкина, только что открывшийся, Николай Васильевич и Татьяна Алексеевна пришли в начале 1960-х годов – и стали его верными друзьями и помощниками. Там проходили выставки их работ, музею художники дарили свои рисунки к пушкинским произведениям (впоследствии составившие главную часть «семейной» коллекции), редкие издания, лубки начала ХIХ века, предметы прикладного искусства.

– Так начала формироваться наша музейная коллекция Татьяны Алексеевны Мавриной и Николая Васильевича Кузьмина, – рассказывала Алла Руднева. – А на этой выставке мы, кроме всего прочего, постарались выделить московские архитектурные пейзажи художников. Татьяна Маврина неслучайно называла Москву второй родиной. «В мой жизненный состав любовь к старине пришла из издания Грабаря. А потом этому научила война, когда погибали один за другим северные храмы. В Москве я ходила и, если удавалось, ездила по дальним и ближним улицам – рисовала, запоминала. Может, впервые разглядывала шатровые колокольни, причудливые пятиглавки, стены и башни». Так появилась серия акварельных рисунков с видами Москвы военного времени. Художница передала красоту церквей и соборов, используя яркие цвета. Ее акварели очень выразительны: на фоне серого московского неба расцветают зеленые, белые, розоватые стены колоколен, соборов и церквей. Эксперты считают: именно талант смотреть на мир «веселыми глазами заволжских кустарей» и придает рисункам Мавриной незабываемый колорит, насыщает их обилием неповторяющихся деталей, делает яркими и праздничными.

Волшебный ларец

Татьяна Алексеевна много путешествовала по ближнему и дальнему Подмосковью, с любовью рисовала старинные русские города – Суздаль, Переславль-Залесский, Архангельск, Великий Устюг. Ее самый любимый город – Загорск, где художница была частым гостем. Работы Мавриной 1940-х годов, сохранившие для нас архитектурную летопись Москвы XVII-ХIХ веков, высоко оценивал академик Грабарь.

Что же касается пушкинских сказок – к ним Маврина неоднократно обращалась в течение всей жизни. Ее любовь к Пушкину – с младых ногтей: «Более русского поэта и не сыскать. Для меня самое душещипательное стихо­творение с детства – «У лукоморья дуб зеленый». В этих коротких строчках – все три тома сказок Афанасьева, лубки и былины. Это стихотворение – вроде волшебного ларца, из которого вылезает и город, и войско, и народ».

В 1960 году за оформление поэмы «Руслан и Людмила» Маврину наградили серебряной медалью ВДНХ. Художница «смешала» разные приемы письма, присущие русской иконе, лубку, персидской миниатюре, создала собственный неповторимый стиль, сразу выделивший ее рисунки среди других. В 1970 году отдельной книгой выходит любимое мавринское «Лукоморье», в 1977 году было осуществлено издание «Сказок А.С. Пушкина» с рисунками Татьяны Алексеевны.

Пушкин – собственной персоной

«Пушкиниана Николая Кузьмина» началась с иллюстраций к роману «Евгений Онегин». Отдавая дань художественной культуре «Мира искусства», этот тонкий, думающий художник уделял большое внимание структуре книги. Издание романа «Евгений Онегин» (1933) – итог долгих его наблюдений. Работа над рисунками длилась около пяти лет, горячо обсуждалась с известными пушкинистами Цявловскими, почувствовавшими в Кузьмине чуткого читателя пушкинского текста. Неудивительно, что в издании все оказалось продуманным до мелочей. А все потому, что Кузьмину открылся автобиографический смысл подробностей «Евгения Онегина». Впервые в иллюстрациях к популярному роману в числе действующих лиц появился сам Пушкин – то прогуливающийся с Онегиным по набережной Невы, то беседующий с будущими декабристами. Легкая, изящная, стремительная линия в рисунках не только соответствует содержанию и стилю произведения, но и замечательно передает внутренний смысл поэтического текста.

В 1957 году Николай Кузьмин проиллюстрировал поэму «Граф Нулин» – в стиле альбомных рисунков пушкинского времени. И в «Евгении Онегине», и в «Графе Нулине» появились острые иронические зарисовки, переходящие в карикатуру. И получившие свое логичное завершение в книге пушкинских эпиграмм, изданной в 1979 году.

Но – не Пушкиным единым живо и ценно творчество московских художников. Портреты, натюрморты-коллажи, русские города и деревни – вот неполный перечень «точек приложения» таланта той же Мавриной. Полевые цветы – маки, васильки, плакун-трава и так далее – еще одна сильная ее «слабость»: художница могла, будучи уже в преклонных летах, нарисовать два-три букета в день. И в дом к Татьяне Алексеевне нельзя было прийти без цветов…

Посетить выставку в музее Крамского можно будет еще в течение почти двух месяцев – она проработает по 24 мая.