Газета,
которая объединяет

Режиссура фаст-­фуда

Рубрика: от
Автор:

В России может появиться местный конкурент американским McDonalds, KFC, Burger King и прочим иностранным сетям фаст­-фуда. Братья-­кинорежиссеры Сергей Михалков и Андрей Кончаловский обратились к федеральной власти с просьбой поддержать проект создания сети кулинарий «Едим дома!» для того, чтобы потчевать россиян качественной едой, произведенной из местных продуктов.

Понятно, что идея эта, так или иначе, связана с бизнесом жены Кончаловского – известной актрисы и телеведущей Юлии Высоцкой, развивающей сегодня в столице направление общественного питания. Но бог с ней, с Высоцкой – в конце концов, предлагать какие-­либо нововведения ради интересов бизнеса жен руководителей в последнее время стало едва ли не признаком хорошего тона. Достаточно вспомнить одни лишь слухи о благоустройстве пешеходных зон Москвы якобы в пользу заводика по выпуску тротуарной плитки, принадлежащего (опять же – якобы) жене мэра столицы Сергея Собянина! Предложение это, на самом деле, интересно совсем иными особенностями.

Первое – почему проблемами российского фаст-­фуда озаботились именно кинорежиссеры? Только не надо говорить, что у них уже изжога от макдоналдсовских «биг­маков» – ни за что не поверю в то, что они бывают в таких местах и питаются там. Не царское, как говорится, это дело. Нет, подводные течения понятны, о них я сказал чуть выше, но не кажется ли вам, что разумное, в общем­-то, предложение, но поданное людьми, сделавшими себе имя, мягко скажем, в совершенно иной отрасли, обесценивает это самое предложение как таковое?

Второе – почему идее этой была дана такая реклама? Ведь, как оказалось, инициаторы сети кулинарий не просят бюджетной поддержки – они готовы вложить 300 млн собственных рублей в качестве инвестиций, а оставшиеся 700 млн, необходимые для запуска проекта, занять в финансово­-кредитных организациях. Сами они объясняют – им нужна помощь от властей в иных вариантах: в вопросах предоставления земли, налоговых льгот, и т. д. Но с такой помощью, уверен, практически любая из существующих сегодня сетей общественного питания могла бы совершить экспансию в общероссийском масштабе.

Возьмите, например, воронежскую сеть «Русский аппетит». Компания уже вышла на рынок, в том числе и Липецка. Думаю, с удовольствием (при наличии мер господдержки, естественно) продолжила бы свое движение как в северном, так и в южном направлении. Или «Робин Сдобин» – почему­-то предполагаю, что руководству и этой сети снятся розовые сны о всероссийском масштабе деятельности. И если посмотреть по другим регионам РФ, то можно найти не один и не два десятка достаточно качественных участников этого рынка, которые были бы не прочь расширить географию своего присутствия. Я уж не говорю о сетях федерального масштаба, наподобие «Крошки­-картошки» или «Жар-­пиццы», которые давно проводят подобную экспансию.

В чем отличие этих и многих других проектов от проекта, предложенного Михалковым и Кончаловским? Прежде всего в том, что они уже показали, чего могут добиваться на локальных и даже глобальных рынках общественного питания своими силами. Так почему в таком случае поддержку властей в формате целой России должен получить проект людей, сделавших себе имя на деятельности никоим образом не связанной с предоставлением услуг общественного питания?! Что в нем имеется такого, чего нет в других проектах?

Импортозамещение? Не смешите! Использование отечественных продуктов является основой для работы ВСЕХ сетей, функционирующих на территории РФ – даже уже упомянутых McDonalds, KFC и Burger King. Конкуренция на основе патриотизма? Тоже как-­то неоднозначно. Появление сети таких кулинарий, думаю, отвлечет людей не от условных «макдоналдсов» (тут, согласитесь, контингент клиентов – достаточно устоявшийся), а как раз от других отечественных (прежде всего региональных) сетей. Поэтому произойдет не вытеснение «загнивающе-­капиталистического» общепита, а банальный передел отечественного рынка фаст-­фуда, связанный с появлением нового крупного игрока. А западные сети продолжат свою работу как ни в чем не бывало.

Для чего это нужно братьям Михалкову и Кончаловскому – понятно. Ничего личного – только бизнес. В том числе – и кинобизнес. Но зачем в это ввязываться государству, вообще понять не могу. Когда государственная машина оказывает поддержку переделу рынка – рынка, на котором правят бал предприятия малого и среднего бизнеса – это выглядит абсолютно нелогичным. Ведь предложенная сеть «Едим дома!», учитывая предполагаемый объем инвестиций, будет относиться к крупному сетевому бизнесу. Как в таком случае господдержка этой сети станет соотноситься с высказыванием федеральных руководителей о поддержке малых форм хозяйствования? Думаю, властям – что в центре, что на местах – стоит задуматься над этим вопросом.