Газета,
которая объединяет

Не так страшен Интернет...

Рубрика: Колумнистика№ 40 (1900) от
Автор: Анна Жидких

Вот умиляют всенародные вопли по поводу ущемления печатной книжки современными гаджетами, все эти страшилки  про то, что Интернет со своими немереными возможностями отбил у человека разумного охоту листать тома классиков и иже с ними. С каких только трибун не несутся сетования на этот счет, но борцы за традиционную книгу никак не ответят на вопрос: при чем тут, собственно, Интернет?

Мне не кажется, что, будучи самой читающей нацией, мы в этом смысле заметно деградировали. И книжные магазины на отсутствие покупателей вроде особо не жалуются. Но тенденция к уходу читателя от книжки – налицо, да и неудивительно: воспитательный момент способствует.

Что я имею в виду? Бесконечные метания Минобразования и науки РФ по поводу выбора литературы для школьников. Относительно свежая информация на тему обескураживает: вновь, не пойми с какой радости, перелопачен список книг, рекомендованных для внеклассного чтения в школах. По версии Министерства, сегодняшнему старшекласснику не нужна поэзия Ахмадулиной, Вознесенского и Окуджавы. Равно как проза Куприна и Лескова, Довлатова и Солженицына. Из перечня вычистили «Медного всадника» Пушкина, чеховских «Даму с собачкой» и «Человека в футляре», «Петербургские повести» Гоголя, «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели…

На вкус и цвет, конечно, товарищей нет, а восприятие любого произведения литературы и искусства всегда субъективно. Я, к примеру, знаю абсолютно неглупую тетю-­технаря, которая срывается на визг при упоминании про «Мастера и Маргариту» – настолько ненавидит свое непонимание знаменитого булгаковского романа. Имеет право, что ж. В отличие от Минобразования, где субъективизм оценок литературных произведений не должен являться критерием отбора – что читать детям, а что не надо. И ведь даже уловить принципы «запретительной» системы невозможно: по идее, тот, кто «изгнал» из кругозора ребенка «ретрограда» Лескова, не должен возбудиться против бунтаря Вознесенского. А противник демократичного Довлатова по определению проголосует за каноническую красоту «Петербургских повестей»…

Но – ничего подобного! Впечатление такое, что всяк, приложивший к делу руку, «отломил» от общего «куска» едва ли не первое попавшееся. Главное ж – не триумф, а участие…

Помнится, весь 2012-­й лучшие умищи России трудились, отбирая 100 самых необходимых подрастающему поколению литературных произведений – их список предложил тогда составить Владимир Путин. В тройку лидеров вошли «12 стульев» Ильфа и Петрова, «А зори здесь тихие» Бориса Васильева и «Два капитана» Вениамина Каверина. Достойные произведения, бесспорно. И какая, по большому счету, разница, прочтет их ребенок на бумажных листах или с экрана компьютера? Разве что глазки детские жалко, которые монитор «убивает»…

Для ясности: сама я традиционную книгу люблю. Мне важно осязать то, что потребляется, иначе оно не усвоится. И потом – за компьютером, даже в случае развлекательного чтива, не отдохнешь.

При всем том я убеждена: важно не как читать, а – что. И доверять выбор министерским чинам – глупо, как выясняется. Может, лучше организовывать по городам и весям тематические фестивали – по аналогии с теми, которые проходят не в нашей стране. К примеру, на днях в британской столице стартовал уже шестой по счету фестиваль русской литературы «Слово» (SLOVO) – ежегодный. Организует его культурный фонд «Academia Rossica» при поддержке крупнейшего книжного магазина Европы, лондонского «Уотерстоунс» (Waterstones). В нынешнем году фестиваль проходит одновременно с Лондонской неделей книги и международной книжной ярмаркой, среди его участников – известные российские деятели литературы и искусства: Борис Акунин, Дмитрий Глуховский, Борис Гребенщиков и другие. Часть средств от продажи билетов направят в фонды, помогающие детям. А будь в России полноценный аналог «Слова» – выручка от него могла бы пойти на удешевление тех же книг: говоря о нежелании народа их читать, вопрос цены, отнюдь не пустячный, как­-то сбрасывается со счетов.

Мне могут возразить: мало нам фестивалей! Вот и в Воронеже есть – Платоновский, международный. Но, при всем к нему уважении, никак не литература там – во главе угла. На мой взгляд, гостей из писательской профессиональной среды (и, соответственно, творческих встреч с ними) на форуме, носящем имя гениального писателя, должно быть не меньше, чем театральных и прочих деятелей. И научными конференциями тут не обойдешься: они исключительно специалистов привлекут. А «живая» литература, да еще в лицах – могучая сила! Мы же ее конкретно прокидываем, обличая безобидный в данном случае Интернет.