Газета,
которая объединяет

Вячеслав Малежик: «Глупо отказываться от «золотого запаса»

Рубрика: от
Автор:

Вячеслав Малежик на сцене уже почти полвека. На его красивых лирических композициях выросло не одно поколение россиян, а перебор струн гитары в руках маэстро до сих пор заставляет слушать его со всем вниманием.

Недавно наш город получил возможность увидеть и услышать этого легендарного человека: композитор и поэт с неповторимым тембром голоса выступил в воронежском ДК «Шинник».

Элемент дизайна, а не предмет искусства

– Говорят, Вячеслав, у вас особое отношение к провинции. Как оцениваете Воронеж?

– К сожалению, не удалось в этот раз прогуляться по городу. Мы стали в мертвецкой пробке, которая «не пустила» нас на осмотр достопримечательностей. Вообще я уже бывал в Воронеже, и не раз. Но хотелось увидеть, как за время моего отсутствия изменился город. Всегда интересно следить за развитием архитектуры и инфраструктуры, уровнем благоустройства, составлять картинки в своей голове «до» и «после».

– А за развитием аудитории в каждом городе следите?

– Я уже давно завоевал своих слушателей и уверен, что сегодня на концерт придут те, кто хочет музыки со смыслом. Выступать мне везде хорошо – и в больших городах, и в маленьких. Публика, которая приходит на мои концерты, знает, чего от меня ждать. Стало быть, и я знаю, чего ждать от публики, которая меня выбрала.

– Сложно доказывать слушателям, что вы – действующая творческая единица?

– Совсем нет, это происходит на концерте. Тот, кто хочет вслушиваться, понимает это уже где-то на второй песне, а потом просто получает удовольствие. А тот, кто не хочет – не вслушивается и не всматривается ни во что. Меня, кстати, немного расстраивает стиль жизни, при котором все делается на бегу. И музыка стала элементом дизайна, а не предметом искусства. Она льется отовсюду и не несет смысловой нагрузки, хотя, на мой взгляд, обязательно должна.

– На каждом концерте от вас ждут исполнения определенных песен – «Попутчица» или «Мозаика», например. Не расстраивает то, что приходится раз за разом петь одно и то же?

– Глупо отказываться от своего «золотого запаса». Я считаю, что художник ответствен за свои поступки. Особенно тот, который завоевал большие высоты и с которого берут пример. Он должен быть в ответе за тех, кого приручил. Поэтому не всегда понимаю нежелание некоторых артистов петь свои самые популярные песни. На меня, слава Богу, такая высокая миссия не возложена – я вовремя остановился в приобретении популярности, поэтому могу делать, что хочу, не боясь навредить тем, кто, может быть, хотел бы брать с меня пример.

И пою, и пишу

– Знаю, что вы не только поете, но и пишете книги. О чем?

– Следующая книга будет называться «Герой того еще времени». У меня есть несколько рассказов, для которых я придумал яркие красочные образы, но в основном я вспоминаю случаи из жизни. Однако назвать мои книги мемуарами сложно, я не публиковал имена главных героев своей жизни, в большинстве это собирательные образы. Сейчас вспоминаю слова Дарьи Донцовой, которая как-то сказала, что написала первый детектив на спор. Я сделал то же самое. Интересно было задать начало истории и потом следить за тем, как она развивается. В определенный момент автор теряет контроль над ситуацией и просто смотрит за действиями главных героев.

– А в кино попытать счастья не пробовали?

– Меня как раз пригласили сниматься в фильме. Создатели пока сами еще не поняли, что хотят снять, не знают, чем должна закончиться история, поэтому ничего конкретного рассказать о проекте не могу. Знаю только, что пригласили меня сыграть не самого себя, а какого-то доктора. Я не стал строить из себя суперактера, согласился. Мне очень интересен сам процесс съемок.

– Как вы относитесь к творческим людям, которые посвящают себя одновременно нескольким занятиям? Не распыляются ли они?

– Я к ним отношусь. По-моему, творческий человек должен уметь переключаться с одной сферы деятельности на другую. Таким образом он и времени даром не теряет, и в новом занятии может найти вдохновение для основной сферы творчества. Разностороннее мышление еще никому не вредило. Переключаться от конструирования вертолетов к написанию Моны Лизы полезно. Закончились у тебя спички для модели – берись за кисть, краски-то еще вдоволь!

Подняться над войной

– Есть что-то еще, чем вам хотелось бы заняться?

– Всегда есть что-то. Был в моей жизни период, когда я вырвался на волю из ансамбля «Пламя», добился того, что надо мной не было никаких начальников. Наконец-то достиг финансовой и творческой независимости! На тот момент мне было 38 лет. Я вдруг от этого растерялся, долго не мог понять – что делать дальше? Где цель, к которой надо идти с вытаращенным глазом? Но ничего – разобрался.

– В вашем творчестве находит отражение современная политическая обстановка?

– Странно, когда от артистов ждут, что они пойдут на баррикады. На самом деле мы занимаемся духом; от священнослужителей таких поступков никто же не требует. Я считаю, что это каждый сам решает для себя. Я пытаюсь подняться над войной, оценить все объективно, и поскольку я – гражданин России, мне позиция России ближе. Однако у меня есть много родственников из Украины, поэтому их позицию я тоже стараюсь понять. Однако недавно сделал вывод, что им, мягко говоря, не говорят всей правды, поэтому они не совсем адекватно воспринимают ситуацию. Хотя, уверен, о нас они думают так же.

Я написал несколько песен на российско-украинскую тему. Не жду, что они прекратят конфликт или вразумят кого-то. Но если хотя бы 10 человек, прослушав их, получили облегчение и какие-то ответы – значит, мои труды не пропали даром.