Газета,
которая объединяет

Найдется место каждому

В Воронеже могут появиться классы для детей с ментальными нарушениями
Рубрика: Социум№ 43 (1903) от
Автор: Ирина Костенко

Тема инклюзии сегодня в тренде. А что касается нашего региона – в планах департамента образования уже с 1 сентября сделать еще один шаг в рамках современной тенденции. А именно – создать два так называемых ресурсных класса для обучения «иных детей». Это совершенно новый опыт для воронежского образования – и, как выяснилось, чтобы воплотить замысел в жизнь, придется приложить немало усилий.

На прошлой неделе Воронеж посетили два эксперта в области инклюзии – Марина Азимова, специалист по инклюзии детей с аутизмом из США, научный сотрудник Центра для детей с особыми потребностями, и Анастасия Казарец, практически воплотившая идею инклюзии в московских школах. Они рассказали педагогам, чиновникам от образования и родителям «иных» детей о ресурсных классах и системе АВА.

Дать всем шанс

Понятий «больной» или «другой» в нашем законе «Об образовании» нет. Считается, что каждый ребенок имеет право на обучение. А что делать, если ребенок действительно «другой»?

«Да, – подтверждает Жанна Ушакова, представитель фонда «Выход» в Воронежской области, – по закону все дети должны учиться. Но как и где они будут получать образование – это вопрос другой. В документе лишь сказано о неких «особых образовательных условиях».

В отношении «иных» детей, считает специалист, это весьма расплывчатое понятие. Например, для ребят-«колясочников» с «особыми условиями» все ясно. Это пандусы, поручни, широкие проемы… Гораздо сложнее с детьми, страдающими ментальными расстройствами, например – расстройствами аутистического спектра (РАС). И здесь случай особый – у людей с РАС сложнейшие нарушения поведения. Однако дать им шанс учиться в обычной школе, по мнению экспертов, необходимо.

«Меня часто спрашивают: что дает присутствие детей с ментальными расстройствами в типичных школьных классах? – поделилась своими мыслями на этот счет Марина Азимова. – Например, обычным ребятам, педагогам? Я отвечаю – особо ничего. Просто в гуманном современном обществе сосуществование разных людей – это нормальное явление».

Специалист уверена, что в России на сегодня инклюзия не развита в достаточной степени. И хотя определенный опыт у нас уже есть (например, специальные классы, наработки коррекционной педагогики), однако на деле, говорит эксперт, в инклюзивных классах учатся «высокоэффективные» дети – без ярко выраженного поражения интеллекта, здесь нет «неречевых» детей. А с такими ребятами работать особенно важно – поскольку и им нужно научиться жить в обществе…

Навстречу инклюзии

Что предлагают специалисты для включения «других» детей в образовательный процесс и в социум в целом? Эксперты уверены: необходимы создание ресурсных классов и система АВА. Пока это оптимальный вариант. Во всяком случае, только у системы АВА сейчас есть доказательная база эффективности.

Такие образовательные площадки – некий «мостик» к совместному образованию. Ресурсные классы уже созданы при некоторых московских школах порядка трех лет назад. Анастасия Казарец, куратор этих площадок, рассказала о достижениях нового проекта. Во-первых, в ресурсных классах работают даже с детьми, которые раньше считались необучаемыми. Во-вторых, есть случаи, когда «неречевые» дети начали говорить. И наконец, впечатляют и сами цифры. За последний год работы 10 якобы не способных к обучению детей получают домашнее образование и 17 «иных» ребят – уже в общеобразовательной школе.

«Для создания ресурсных классов нужна очень хорошая база, – комментирует Жанна Ушакова, – ведь такие образовательные площадки предполагают наличие индивидуальных карт обучения для каждого ребенка, для каждого – тьютор, психолог, супервизор и ряд других специалистов. В общем, стоимость полного пакета составит порядка 5 млн руб. Разумеется, наша система будет адаптирована к нашим реалиям».

Cправка

Инклюзивное образование — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью. Усилия общественности в 1990-2000 гг. и формирование общественного мнения позволили начать создание условий для такого типа педагогики, получившей наименование инклюзивной (вовлекающей).

АВА (AppliedbehaViorAnalysis) — это научная дисциплина, которая предполагает использование системы определенных психологических приемов для изменения поведения.