Газета,
которая объединяет

«Протокольный» вопрос,

или Обновленный муниципальный контроль в действии
Рубрика: Социум№ 43 (1903) от
Автор: Юрий Бабаян

Как «Берег» уже писал, буквально на днях в городе прошел рейд по выявлению нарушений в сфере благоустройства и осуществления торговой деятельности. В скором же времени контролеры из мэрии дойдут до нарушителей и в иных отраслях бизнеса – например, в строительстве.

По словам и.о. вице-мэра Воронежа Алексея Антиликаторова, люди уже в ближайшее время должны почувствовать, что в администрации города на деле занимаются контролем в сфере строительства, торговли, благоустройства и пресекают практику привычного нарушения закона.

«Холодильный» вопрос

Не так давно под председательством Алексея Александровича прошло совещание, посвященное промежуточным итогам деятельности созданного два месяца назад управления административно-технического контроля мэрии Воронежа. Совещание, в ходе которого были вскрыты весьма интересные факты.

Так, по словам начальника отдела по осуществлению контроля в сфере торговли Ирины Седых, из 2580 торговых объектов, проверенных работниками ведомства в период с 10 марта по 14 апреля 2015 г., полностью в соответствии с разрешительной документацией работу вело только 856 точек. При этом 1155 объектов функционировало и вовсе без разрешительной документации. Из них 517 не имели разрешений на установку самих киосков и павильонов, а 638 – на размещение вблизи торговых точек холодильного оборудования.

Мало кто знает, но, согласно принятой Воронежской городской Думой схеме размещения нестационарных торговых объектов, предприниматель имеет право устанавливать возле своей точки лишь один холодильник. На деле же выходит нередко так, что рядом с одним-единственным киоском их в ряд выстраивается сразу пять. В большинстве случаев такое самоуправство торгующих выливается в серьезные проблемы для передвижения в этих местах пешеходов.

Казалось бы: чего проще! Привлеки предпринимателей к ответственности по максимуму, чтобы впредь неповадно было нарушать существующие правила работы! Однако здесь не все так просто.

– Главная проблема состоит в том, что даже незаконные предприятия мелкорозничной торговли приносят социальную пользу путем создания рабочих мест, а также уплаты налогов в бюджет, – поясняет Алексей Антиликаторов. – Однако дальнейшая их работа вне правового поля недопустима, особенно с учетом того, что они занимаются хранением и продажей продуктов питания для наших граждан.

Помочь в легализации

Впрочем, по инициативе Алексея Антиликаторова уже разработан целый ряд решений для борьбы с нарушениями в сфере нестационарной торговли. Так, в органы правопорядка был направлен перечень точек, осуществлявших незаконную торговлю спиртосодержащей продукцией. Специалистами управления административно-технического контроля подготовлен список нестационарных объектов, требующих принудительного демонтажа незаконно установленного холодильного оборудования. Кроме того, разработан график этого самого демонтажа – с учетом помех, которые причиняет указанное оборудование для движения пешеходов в каждом конкретном случае.

Тем же предпринимателям, которые пожелают легализовать собственную деятельность, в администрации готовы пойти навстречу. В частности, по инициативе и.о. вице-мэра представителям малого торгового бизнеса предлагают вакантные торговые места, их приглашают к участию в аукционах на размещение своих объектов. И порядка десятка владельцев торговых точек уже успели воспользоваться этой возможностью.

Однако помощь городской администрации, по убеждению Алексея Антиликаторова, не должна распространяться на тех, кто сознательно игнорирует требования существующего законодательства, не берет в расчет нормативные документы, выпущенные на уровне муниципалитета. С ними работа будет строиться максимально жестко.

Грязь с колес

Правда, нарушения, выявленные специалистами управления, касаются не только осуществления торговой деятельности. Взять, например, проблемы благоустройства – здесь тоже еще работать и работать. И хорошо, что в их выявлении активно помогают и сами воронежцы. Например, по словам начальника отдела по осуществлению контроля в сфере благоустройства Михаила Ткачева, с момента начала работы ведомства сюда поступило 82 сообщения о нарушениях со стороны граждан и должностных лиц. И все они оказались обоснованными. В результате проведенных рейдов инспекторами было составлено 36 протоколов. 15 из них – на управляющие компании, допустившие нарушения правил благоустройства на подведомственных территориях, 21 – на предпринимателей и должностных лиц.

Кроме того, в рамках соглашения о взаимодействии совместно с представителями Воронежской региональной общественной организации «Центр экологической политики» проведены два рейда по территории Воронежа с целью выявления нарушений и принятия мер административной ответственности. Рассмотрены и приняты меры (составлено три протокола) по результатам общественного экологического контроля, предоставленным управлению АТК ВРОО «Центр экологической политики».

Плюс к этому, специалистами отдела было также составлено пять протоколов по фактам нарушения правил содержания строительных площадок. Ревизоры выявили, прежде всего, случаи вывоза колесами автомобилей на улично-дорожную сеть грязи и грунта. Проблема эта, в общем-то, решается банальным мытьем колес техники на выезде со стройплощадки, но не секрет, что многие строители сегодня пренебрегают этой своей обязанностью.

Мусор – на карту

Однако не только автомобили, выезжающие со стройплощадок, разводят грязь на территории областного центра. В ходе совещания, в частности, отмечалось большое количество несанкционированных свалок, имеющихся сегодня в Воронеже. Алексей Антиликаторов повторил поручение, данное главой города Александром Гусевым в ходе одного из последних оперативных совещаний в мэрии: актуализировать имеющуюся интерактивную карту, на которую нанести данные по всем новым свалкам.

Для чего это нужно? Прежде всего, для того, чтобы составить графики проведения необходимых работ во время субботников и санитарных дней. Планомерно эту проблему на территории Воронежа решить можно, но нужно знать ее масштаб.

Кроме того, и.о. вице-мэра поручил сотрудникам отдела получить реестр всех строек города с целью их дальнейшего мониторинга на регулярной основе. Это позволит снизить количество нарушений строителями в сфере благо­устройства и повысить качество жизни воронежцев, чьи дома находятся в непосредственной близости к строительным площадкам.

Надежда на жителей

Особые планы на будущее в администрации Воронежа связаны также с работой отдела, контролирующего исполнение строительного законодательства. Несмотря на сложность стоящих перед ним задач, связанную с несовершенством законодательной базы, многое уже сделано. Например, актуализирован реестр из 132 объектов незаконного строительства, сформулированы предложения с целью оптимизации работы комиссии по вопросам строительства, одной из задач которой является проведение досудебной работы, направленной на решение вопросов самовольного строительства.

Уже в ближайшем будущем на отдел будет возложен большой объем работы с обращениями граждан. По словам начальника отдела Екатерины Васильевой, только с конца февраля и по начало апреля по обращениям граждан было осуществлено 22 выезда, и в дальнейшем, по мере лучшего узнавания жителями Воронежа о работе ведомства, количество обращений сюда, как ожидается, будет только возрастать.

Подводя итоги совещания, вице-мэр призвал сотрудников управления активнее взаимодействовать с населением, которое является основным источником информации о нарушениях и одновременно страдает от них.

КОНТЕКСТ

Александр Гусев, глава Воронежа:

– Проект создания системы муниципального контроля – мой, и я стану лично его курировать. Его саботирование будет меня сильно раздражать. Когда мы реализуем этот проект, он затронет всех. Возможны и штатные изменения – люди должны доказать свою эффективность и профпригодность в данной системе. Хотя я понимаю, что это – работа не одного дня. Сразу все проблемы решить нам не удастся. Но первоочередное внимание мы уделим санитарному состоянию территорий и незаконным объектам в сфере строительства и торговли.

Прямая речь

Алексей Антиликаторов, и.о. заместителя главы администрации городского округа г.Воронеж:

– По большому счету, пришло время приступить к разработке критериев, на основании которых власть могла бы принимать взвешенное и целостное решение по сохранению торговых точек. Эта работа должна быть публичной, вестись с привлечением экспертов, лидеров предпринимательских сообществ, представляющих интересы малого бизнеса, населения, проживающего в непосредственной близости. Ошибок здесь допускать нельзя.

Досье

Антиликаторов Алексей Александрович

Родился в Воронеже 12 мая 1989 года. В 2011 году с красным дипломом окончил Воронежский государственный технический университет.

Трудовую деятельность начал в 2008 году: являлся специалистом по работе с молодежью в государственном учреждении «Областной молодежный центр».

С 2009 по 2010 работает лаборантом Воронежского государственного технического университета. В это же время – член молодежного правительства Воронежской области, дублер губернатора.

С 2011 по 2014 годы трудится на различных должностях в областном казенном учреждении «Агентство по инновациям и развитию»: сначала является помощником директора, затем его заместителем. В 2013 занимает должность начальника управления по развитию «Агентства по инновациям и развитию».

С августа 2014 года и по сей день – и.о. заместителя главы администрации городского округа город Воронеж.

Цифирь

Из 2580 проверенных специалистами управления административно-технического контроля нестационарных торговых объектов, расположенных в Воронеже, только 1425 осуществляли свою деятельность с полным набором необходимой разрешительной документации. Но работа лишь 856 из них не вызвала нареканий у ревизоров.

378 объектов функционировали без акта приемочной комиссии, в 88 случаях группа реализуемых товаров не соответствовала группе товаров, предусмотренной схемой размещения нестационарных торговых объектов, в 40 случаях были выявлены факты незаконной реализации пива и пивных напитков. У 29 киосков и павильонов выявлено несоответствие объектов в натуре архитектурному решению, изменение площади объекта, типа объекта (вместо киоска – павильон).

Справка

Управление административно-технического контроля появилось в структуре мэрии Воронежа в феврале 2015 г. Оно включило в себя контрольные функции, ранее возложенные на другие структурные подразделения горадминистрации.

Основными целями деятельности управления являются:

• Обеспечение чистоты, порядка и благоприятных условий для жизни населения на территории городского округа город Воронеж.

• Исполнение гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований действующего законодательства в части санитарного состояния и благоустройства территорий городского округа город Воронеж, а также в области торговой деятельности.

• Комплексный подход к созданию системы благоустройства территории муниципального образования и решению проблем, связанных с несанкционированной торговлей и самовольным строительством.

Специалисты управления осуществляют муниципальный контроль в области торговой деятельности на территории Воронежа, контролируют исполнение обязательных требований в сфере обращения с отходами производства и потребления, благоустройства и содержания территорий города, за исключением правовых актов природоохранного значения, осуществляют мониторинг нарушений законодательства в сфере строительной деятельности.

При создании управления административно-технического контроля был учтен положительный опыт работы аналогичных структур в Москве и Челябинске.

Самоуправство – наказуемо

В ходе проведения контрольных мероприятий сотрудниками управления административно-технического контроля неоднократно вскрывались факты несанкционированного строительства на территории Воронежа.

Так, был выявлен объект самовольного строительства, расположенный по ул.45 Стрелковой дивизии, 267г, с фактическим самозахватом территории общего пользования. В настоящее время проводится работа по сбору документов, необходимых для организации в отношении него работы по сносу в судебном порядке, проведена совместная проверка с управлением имущественных и земельных отношений в рамках муниципального земельного контроля, запрошено решение суда о признании права собственности на данный объект.

Также установлен факт незаконного строительства на земельном участке по ул.Покровская, 18а, где фактически имеет место подготовка территории к масштабному возведению многоквартирных жилых домов, вырыты котлованы, подготовлены фундаменты. Проведена работа по установлению застройщика, приняты меры по привлечению нарушителя к административной ответственности.

Отделом по осуществлению контроля в сфере строительного законодательства подготовлены справочные материалы для рассмотрения на Комиссии по вопросам строительства с целью определения вопроса о сносе по семи объектам, обладающим признаками самовольного строительства: ул.Товарищеская,101, ул.Богдана Хмельницкого,38б, ул.Мира,1, ул.45 Стрелковой дивизии, 267г, ул.Димитрова,74, ул.Ведугская, 96, ул.Космонавтов, 17б.

Справка

Управление административно-технического контроля появилось в структуре мэрии Воронежа в феврале 2015 г. Оно включило в себя контрольные функции, ранее возложенные на другие структурные подразделения горадминистрации.

Основными целями деятельности управления являются:

• Обеспечение чистоты, порядка и благоприятных условий для жизни населения на территории городского округа город Воронеж.

• Исполнение гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований действующего законодательства в части санитарного состояния и благоустройства территорий городского округа город Воронеж, а также в области торговой деятельности.

• Комплексный подход к созданию системы благоустройства территории муниципального образования и решению проблем, связанных с несанкционированной торговлей и самовольным строительством.

Специалисты управления осуществляют муниципальный контроль в области торговой деятельности на территории Воронежа, контролируют исполнение обязательных требований в сфере обращения с отходами производства и потребления, благоустройства и содержания территорий города, за исключением правовых актов природоохранного значения, осуществляют мониторинг нарушений законодательства в сфере строительной деятельности.

При создании управления административно-технического контроля был учтен положительный опыт работы аналогичных структур в Москве и Челябинске.

Это интересно

37 стройплощадок, не оборудованных мойками для помывки ходовой части транспортных средств в нарушение требований статьи 44.7. Закона Воронежской области от 31.12.2003 №74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области», выявлено в ходе мониторинга, проведенного специалистами управления административно-технического контроля.