Газета,
которая объединяет

Лабораторная работа

Камерный театр представляет креативный минимализм известного сценографа
Рубрика: от
Автор:

Выставку «А4», открывшуюся на днях в Галерее Камерного театра, следует, на мой взгляд, считать жестом безграничного доверия художника воронежскому зрителю. Графическую серию из 36-ти оригинальных листов представил в нашем городе Юрий Хариков – художник и советник художественного руководителя Электротеатра «Станиславский».

В Воронеже Хариков выставился неслучайно: наш город – родной для Юрия. В свое время амбициозный земляк уехал учиться поближе к «большой цивилизации» и в 1982 году окончил архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института. И началась успешная карьера – уже за воронежскими границами.

Противоборство и комплиментарность

Юрий Хариков, автор декораций и костюмов более чем к 150 спектаклям многих российских театров, сотрудничал с МХТ им. А. Чехова, «Современником», Малым театром, Театром им. Моссовета и т.д. Кинокритикой отмечены его работы в фильмах «Москва», «Мишень», «Эйфория». В 1987 вместе с художниками Александром Лисянским и Сергеем Кузнецовым Хариков удостоен золотой медали за проект советской экспозиции для «Пражской квадриеннале-87». Воронежскому зрителю художник знаком по сценографии и костюмам спектакля-мистерии Михаила Бычкова «Каин».

На открытии воронежской выставки Юрий Федорович пояснил: то, что вывешено нынче в Галерее – своеобразная лабораторная работа. «Абсолютно закрытая», по оценке автора. Лично мне она понравилась стильностью, точнее даже – единостилием. К сожалению, абстракция многими ее «эксплуататорами» воспринимается как возможность привнести в зрительские массы ничем не обоснованную эклектику. Типа – даешь свободу, которая в ряде случаев ничем не отличается от беспардонной расхристанности. А наш случай – прямо противоположный: при всей заявленной «лабораторности» листов, они смотрятся стройными выкладками некой полноценной, стройной теории. Каждое изображение заставляет всматриваться в себя, организует зрителя, будучи силой – властной и определенной, «завязанной» на противоборстве и черного и белого цветов, равно как и их комплиментарности друг другу, взаимоотношениях линии и плоскости.

На месте вишневого сада

– Для меня пространство Воронежа вообще и особенно место, где стоит новый Камерный театр, имеют сокровенное и важное значение, – откровенничал автор. – Потому что именно на этом месте несколько десятилетий находилась изостудия Дворца пионеров, в которой я тогда занимался. А в перерывах между занятиями выходил подышать в вишневый сад. И вот там, где росли вишни, сегодня проходит моя выставка! Насколько интересно замкнулся круг времени, круг судьбы; я здесь впервые публикую частицу графического цикла, связанного с понятием креативной графики.

Что касается «технического» имени, данного выставке – «А4», его следует понимать практически буквально. Это не что иное, как чертежный формат – общее место, пригодное, с точки зрения художника, в том числе и для различных культурных процессов. Рамка выбранного формата дает возможность раскрыть дополнительные ресурсы зрительского сознания, позволяет примирить противоречащие друг другу художественные явления. Те же альтернативные друг другу черный с белым, о чем говорено выше...

– Мы живем, развиваемся и, к счастью, по-прежнему не обделены вниманием публики, – отметил, высказываясь о минимализме и концептуализме Харикова, художественный руководитель Камерного театра Михаил Бычков. – Я считаю, что публика, посещающая наш театр, способна почерпнуть что-то из этих сложных, но интересных листов.