Газета,
которая объединяет

Обреченный на свободу

Группа «ДДТ» презентовала в Воронеже «Прозрачный» диск
Рубрика: Культура№ 45 (1905) от
Автор: Сергей Попов

Легендарная «ДДТ» была и остается одной из немногих российских рок-групп, постоянно предлагающих слушателям довольно разножанровые альбомы. И не выбивающихся при этом из рамок своего, с ходу узнаваемого стиля. Прошлогодний лонгплей, получивший название «Прозрачный», показал современное видение «дэдэтэшниками» инди-рока. Как всегда, пластинка вышла насколько же традиционной, насколько и необычной для этого коллектива.

Именно вещи из «Прозрачного» легли в основу новой концертной программы, которую группа на днях представила воронежским слушателям в концертном зале Event-Hall Сити-парка «Град». Но новинками, разумеется, дело не ограничилось: без «Осени», «Родины» и «Это все, что останется» публика музыкантов, естественно, отпускать на собиралась. И они, конечно, к такому повороту были готовы.

Соло Алены

К чести группы стоит отметить, что концерт начался без опоздания: ее бессменный лидер Юрий Шевчук своего зрителя уважает! Что он и демонстрировал на протяжении всего концерта, бесконечно справляясь у зала «как слышно» и «все ли нормально».

Начали «ДДТ» с довольно редкой вещицы – «Вороны». И дальше, в течение всего вечера, песни с новой пластинки щедро разбавляли «золотым старьем».

Однако в сет-листе нашлось место не только номерам «ДДТ». Вокалистка группы Алена Романова исполнила аж три песни с грядущего сольного альбома. Диска, который вот-вот выйдет. В его записи принимали участие все «дэдэтэшники», кроме Юрия Юлиановича. Авангардно-психоделические аранжировки фольклорных вещей, представленных в альбоме, сделал клавишник группы Константин Шумайлов. Кстати, в Воронеже именно на этих трех фольклорных вещах в исполнении Алены был лучший звук. Впрочем, к звуку Юрий Шевчук всегда относился ревностно.

– Воронеж – какой же это прекрасный город! – восклицал со сцены знаменитый питерский музыкант. – Мы с моим другом Сашей Кокиным столько по этим местам бродили! А какие люди здесь жили: Мандельштам, Платонов! Помните, как Осип Эмильевич писал: «И выбегают из углов угланы» – круче не скажешь!

Народ – в «материале»

«Прекрасный город», к слову, продемонстрировал себя во всей красе. Аккурат перед сценой, ближе к концу действа, перевозбудился один из слушателей. Песню «Просвистела» Шевчук был вынужден остановить на середине.

– Ребята, ну что это такое! – расстроился Юрий Юлианович. – Два года у нас на концертах ничего подобного не было. Поешь тут о мире, человечности и любви. Пытаешься донести до людей силу правды и добра. И вдруг… Что ж ты съел сегодня, парень, что тебя так шатает? Ну, хочешь, поднимись на сцену, станцуй тут. Только не трогай никого.

«Герой», которого из зала хором просили «не позориться», к увещеваниям остался глух по банальной причине: вряд ли он вообще в тот момент различал слова и контуры предметов вокруг. Впрочем, его моментально нейтрализовала охрана…

В остальном же публика продемонстрировала неплохой слушательский уровень. Даже те, кто пришел ради «Осени» и не очень был настроен на восприятие нового материала, интеллигентно внимали тому, что посчитала нужным сыграть группа. А некоторая (довольно значительная!) часть зала попутно отпускала реплики, наглядно демонстрирующие, что народ – «в материале».

Кто-то говорил о гитарных сетках гитариста группы Алексея Федичева, кто-то восторгался выпуклым и упругим звуком, который демонстрировал басист Роман Невелев. То, что у каждого нашлись свои «любимчики» – это естественно. Но куда важнее, что люди потихоньку учатся слушать музыку: не просто топать ножкой в такт мелодии, а – вникать. Что, почему и откуда. Да, музыка – это волшебство. Постичь его полностью под силу немногим. Но хотя бы попытаться понять, как работают механизмы, чем отличаются стили игры разных музыкантов и как рождается звук – это то, на что стоит потратить время и о чем есть смысл подумать. Если, конечно, вы любите музыку.

Надежда не умирает

«ДДТ», кстати, – весьма удачный «полигон» для испытаний и совершенствований подобных знаний. Мало того, что в альбомах последних лет намешано все, что угодно, так еще и старые, довольно простые вещи теперь играются по-другому.

Вот, например, та же «Просвистела». Песня была записана в 1999 году. Студийная запись неплохо передает суть гитарного рока девяностых в нашей стране. Тогда считалось нормальным вывести на передний план четырехаккордную акустическую гитару. И прилепить к такой «дворовой» аранжировке малозначимые украшательства. В ту пору подобные ходы «катили», и почти никто не обламывался. Многие и сегодня с аппетитом жуют такой пережиток времени. Да еще и просят добавки.

Но «ДДТ» в 2015-м играют эту и прочие старые вещи уже совсем по-другому. Актуальная версия аранжировки – то ли третья, то ли четвертая. «Бренчание» в ней убрано на задний план, что значительно обогатило общую картину звука. Причем – без потери особо ценимой поклонниками группы душевности и искренности! Вот так удается «поженить» две идеи: западный стандарт нормального современного рок-звучания и извечную русскую любовь к мелодичности и напевности.

«Не так уж скверно все, не так уж плохо». Эта строчка из песни «Танцует Солнце» стала лейтмотивом не только воронежского концерта и новой программы, но и, кажется, всего происходящего вокруг. Ужасаясь абсурду окружающей действительности, Шевчук как будто бы говорит: «Не отчаивайтесь, ребята, жизнь продолжается, несмотря ни на что». Люди, периодически «пинающие» «ДДТ» за будто бы стариковское уныние, почему-то не замечают, что песни этого коллектива во многих вселяют надежду.

Три главных слова

В процессе исполнения «Танцует Солнце» Шевчук с едкой улыбкой произнес непечатное слово. Кому оно адресовалось – каждый внимательный слушатель знал без лишних объяснений. Но важен был тон! Это не прозвучало как ругательство. Скорее – как ироничная констатация.

– Иногда ощущаешь себя как в тире – одни стреляют, других убивают. Мы –против войны, мы за мир, друзья, – вещал в зал музыкант. – Для меня есть три главных слова в жизни: любовь, творчество, свобода. Свобода имеет, конечно, политический и социальный смысл. Однако ни одно из этих слов не может существовать без двух других. Без свободы нет ни любви, ни творчества. А творчество без любви – это просто порнография. Как говорил Жан-Поль Сартр, человек осужден быть свободным.

Этот посыл Шевчука предварял исполнение новой, пока еще не записанной в студии вещи – «Волки в тире», посвященной Егору Летову.

Запланированный «бис» у группы уже несколько лет остается неизменным: на «сладкое» музыканты приберегают «Родину» и «Это все». После столь красноречивого и драматургически грамотного финала дальше действительно не имеет смысла что-либо петь. Остается лишь тепло поблагодарить музыкантов. Что воронежская публика и сделала. Народ уходил со светлым, лирическим настроением и твердой уверенностью в том, что «не так уж скверно все». А ради этого, наверное, такие концерты и затеваются.

Прямая речь

– Времена сейчас тяжелые, и непроизвольно ищешь свет в конце тех тоннелей, которые, как всем кажется, нас окружают, – откровенничал Юрий Юлианович. – На самом деле это не так. Мы переживали разные исторические времена и эпохи – и ничего, слава Богу, жизнь продолжается. Поэтому главное – не унывать. Сейчас, когда мы опять оказались над пропастью и снова мучают вопросы «что же будет с Родиной и с нами», мудрее всего будет просто улыбнуться. «Прозрачный» – альбом светлый, лиричный, душевный. Он самому коллективу «ДДТ» помогает держаться. Некоторые музыканты любят говорить в зал: «Чувак, будь на позитиве!» или: «Девчонки, где ваши ручки?» Но это – попса, а какой от нее позитив? Позитив – это когда все сгорело, когда вместо дождя – пепел, когда кажется – выхода нет, но ты говоришь себе: «Юрка, жизнь все-таки – клевая штука!»… Главное – быть не кривым зеркалом времени, а жить во всем этом: ничего не чураться, не бояться тяжелых тем. Может быть, искусство не отвечает на вопросы, но оно их ставит. Допустим, «быть или не быть». Мы стараемся, чтобы наши концерты были актуальны. Конечно, это – прежде всего рок-музыка, но разговор все-таки идет о человеке: этот разговор важен для нас, потому что очень много зла и раздора вокруг. Конечно, мы не можем остановить войну, но мы должны говорить о мире, о добре, о человечности. Потому что все хотят, чтобы эта проклятая война побыстрее закончилась.

Наше досье

Юрий Юлианович Шевчук – советский и российский рок-музыкант, поэт, композитор, художник и продюсер, основатель, фронтмен и единственный бессменный участник группы ДДТ. Создатель и руководитель ТОО «Театр ДДТ». Народный артист Республики Башкортостан (2005). Свои ранние песни Шевчук писал под влиянием отечественных бардов, в первую очередь – Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы и Александра Галича, а также русских поэтов Серебряного века – Осипа Мандельштама, Сергея Есенина и других. Шевчук продолжал развивать тематику песен Высоцкого, за что их до сих пор нередко сравнивают. Основной тематикой творчества Шевчука является гражданственно-патриотическая лирика, призыв к нравственному самосовершенствованию, отказу от насилия и преодолению ненависти, а также социальная сатира и протест.