Газета,
которая объединяет

Новые «Зори»

Рубрика: от
Автор:

Дебаты на эту тему начались загодя: едва прошла информация о том, что Ренат Давлетьяров (который больше продюсер, чем  режиссер) экранизирует повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» – махом сформировались армии противников и сторонников этой затеи. Первые твердили, что смысла здесь – ноль: до знаменитых «Зорь» Станислава Ростоцкого – картины, снятой в 1972 году и с тех пор не сходящей с наших телеэкранов – дотянуться невозможно в принципе.

Позиция альтернативная – молодые и юные легендарную ленту не смотрели. Так пусть узнают щемящую историю гибели пятерых девушек­-зенитчиц именно по давлетьяровской версии – с ее спецэффектами, технологическими возможностями и т.п. Современный кинематограф со времени выхода «Зорь» Ростоцкого ушел далеко, и глупо, мол, не пользоваться его нынешним арсеналом. А любое обращение к военной теме – дело сегодня святое.

Лично меня ни дискурсы «за и против» не интересовали, ни сам фильм Давлетьярова. Он мог получиться превосходным и замечательным, но – при чем тут я, у которой, в отличие от племени младого, есть и навсегда останется гениальное кино Ростоцкого? Человека, который точно знал, какими должны быть главные герои «Зорь» – и внешне, и внутренне...

Пресс-­показ, устроенный накануне майских праздников кинотеатром «Спартак», планы, однако, поменял, и новый фильм я посмотрела­-таки. Привлеченная и тем еще обстоятельством, что представлять картину в Воронеж приезжал Анатолий Белый – актер, сыгравший эпизод. Крепкий профессионал Белый – именно играет! Делает своего эпизодического майора достоверным, чего не скажешь о прочих персонажах фильма. Который – расставим сразу точки над «i» – сделан хорошо: не только технически, но и режиссерски. Те самые спецэффекты достаточно деликатно работают на идею, а не на то, чтобы оглоушить зрителя.

Беда же, на мой взгляд, с подбором исполнителей главных ролей. Начиная со старшины Васкова, изобразить которого доверено Петру Федорову. И он – изобразил, не более того: актер – очень фактурный (похожий, кстати, на безупречного Васкова – Андрея Мартынова), но это не спасает. Персонаж Федорова вышел откровенно опереточным, пустым; его героический старшина – яркая (если не сказать отлакированная) картонка, лишенная намека на глубину. Тот же «спецэффект», по сути. Но ведь здесь – не техника! А – душа, которая обязана трудиться! В то время как она вообще не просматривается…

Того же плана разочарование – Женя Комелькова, которую воплотила Евгения Малахова, экс­-солистка группы Reflex и жена Давлетьярова. Об актерском мастерстве тут и речи нет. Равно как и смысла вспоминать рыжеволосую красавицу, описанную Васильевым – от нее Малахова дальше, чем декабристы от народа. Не к месту и некстати также Агния Кузнецова и Кристина Асмус, сыгравшие соответственно Соню Гурвич и Галю Четвертак. В то, что кузнецовская Соня, по­-бычьи тупо смотрящая на мир, любит Блока и вообще умница­-отличница, поверить невозможно...

Предпочтительнее партнерш выглядят Анастасия Микульчина (Рита Осянина) и Софья Лебедева (Лиза Бричкина). Но в целом сериальные актрисы демонстрируют сериальные же навыки, поставленные на поток. Которые глубокого проникновения в материал не требуют. И сообщение продюсера Влада Ряшина о том, что многие артистки, приходившие на кастинг, старых «Зорь» не смотрели, не удивляет: ну, не близка им тема! А вот собственный след в ней – наоборот!

Создатели фильма не устают повторять, что делали не ремейк, а самостоятельную экранизацию повести Бориса Васильева. И не обманывают: обладая правом на повесть, они написали по ней новый сценарий. Согласно ему, локальная история – бой местного значения – оказался включенным в контекст общефронтовой ситуации. Характерно, что писатель, ушедший от нас в марте 2013 года, уже не мог вмешаться в процесс. Может, поэтому в новом фильме – сразу несколько кадров с «обнаженкой», что само по себе – ни хорошо, ни плохо. Удручает лишь то, что актрисы демонстрируют женские прелести с куда большим чувством и эмоциональной отдачей, чем вкладываются в образы. Даже сержант Кирьянова (в исполнении сериальной, опять­-таки, Екатерины Вилковой), жизнерадостно докладывающая Васкову о положении вещей во вверенном ей подразделении, норовит бюстом достать до неба... Чем так уж выставлять напоказ очевидные данности, лучше б военную форму, в которую одеты герои, «состарили». Все б меньше гламурного «проблеску» было...

При всем том фильм Давлетьярова – кино настоящее. И зритель, которого легко «растопить», над новыми «Зорями» наверняка заплачет. Что, собственно, и со мной приключилось. Одновременно с желанием пересмотреть шедевр Ростоцкого…