Газета,
которая объединяет

«Подарок» о двух концах

Рубрика: от
Автор:

В воскресенье вечером из Москвы в Таллин отправился «последний» поезд эстонской железнодорожной компании GoRail. Со вчерашнего дня компания прекратила обслуживать это направление из­-за снижения пассажиропотока. Пассажиропоток же уменьшился, если верить данным перевозчика, из-­за снижения российского туристического потока вообще.

О том, что российские туристы стали менее охотно выезжать за границу, говорят не только в Эстонии. С 10 мая, например, по тем же причинам перестал ходить поезд Вильнюс­-Москва, уменьшение числа наших туристов отмечают в других странах ЕС, на азиатских и африканских курортах. Даже столь любимая россиянами Турция, как говорят данные туроператоров, в прошлом году приняла на 43% меньше россиян, чем еще в 2013-­м.

О чем говорят эти цифры? О том, что жители России в массовом стремлении продемонстрировать патриотизм стали отказываться от заграничных поездок, оставляя отпускные деньги на отечественных здравницах? Навряд ли. Впрочем, какое-­то число жителей страны действительно решило отказаться от финансовой поддержки государств, участвующих в экономической блокаде России, другим – выезд за рубеж прямо запрещен; но у основного числа россиян проблема куда менее политизирована: у них теперь банально не хватает на такие поездки средств.

Первые лица государства могут сколь угодно говорить о том, что санкции прошли для нас малозамеченными, а девальвация рубля привела лишь к росту экономики из­-за улучшения экспортных условий. Но подавляющее большинство жителей страны внешнеторговыми операциями не занимается, зато подвергается сокращениям на предприятиях (из­-за того, что руководство предприятий ссылается на какой-­то кризис, не видимый федеральными властями), покупает товары по «почему-­то» выросшим ценам. Даже те, кто сохраняет номинальные доходы на уровне прошлого года, уже не могут себе позволить уровень прошлогодних трат. Вот и экономят на том, что не является очевидной необходимостью. Прежде всего – на заграничных поездках.

Кто выигрывает от такого положения вещей? Прежде всего, конечно, представители отечественной туристической отрасли. «Материковой» и «вновь присоединенной». Последнее – про крымские курорты. Потому что ушедший из «заграницы» туристический поток, по определению, должен перейти к ним. Но перейдет ли?

Что сегодня представляет собой абсолютное большинство мест отдыха на черноморском и азовском побережьях? Во-­первых, объекты, слабо подготовленные для действительно комфортного пребывания отдыхающих. Нет, тех, кто привык ставить палатки на голую гальку у воды, отправляя естественные надобности в ближайшем лесочке, они, естественно, удовлетворят, но до пресловутого «олл инклюзив» эти условия явно не дотягивают.

Во-­вторых, цены, мягко скажем, не идущие ни в какое сравнение с «турецко­-египетскими». Особенно это касается курортов Краснодарского края, заметно обновленных по случаю Олимпиады. Повидавшие виды люди говорят: те санатории и отели, которые по уровню обслуживания достигли традиционных египетских трех­-четырех «звезд», по стоимости вполне сопоставимы с элитными отелями на горнолыжных курортах швейцарских Альп.

В третьих, доставка до места отдыха. Никаких чартерных рейсов с копеечной стоимостью перелета в родимом отечестве нет и в помине. В итоге до места назначения приходится либо лететь за очень большие деньги, либо – несколько суток трястись в не всегда комфортабельных железнодорожных вагонах (за чуть меньшие, к слову, цены, но которые все равно отнюдь нельзя назвать доступными).

Так что экономия за счет отдыха на российских курортах выходит мнимой, но – еще существующей в умах граждан. А качество этого самого отдыха различается многократно. Поэтому можно смело утверждать – «подарок» кризис (якобы несуществующий) преподнес разве что владельцам санаториев и отелей, но никак не россиянам вообще.

Впрочем, «подарок» этот – как палка о двух концах. Да, сегодня отечественные здравницы вполне могут собрать денежные сливки за счет искусственно сформированного потока отдыхающих, но завтра, когда внешнеполитическая ситуация изменится, они будут вынуждены вновь конкурировать за клиентов с отелями Турции, Египта и других стран. А для этого им потребуется уже сегодня полностью поменять свой подход и к ценообразованию, и к качеству предоставляемых услуг.

Пойдут ли они на это? Почему­-то я уверен, что нет. А если не пойдут, то через каких-­нибудь три-­пять лет поток желающих вылететь на заграничные курорты опять начнет расти, а отечественная туристическая отрасль – падать.

И история говорит, что так и будет. Не желают почему­-то отечественные здравницы работать на завтрашний день, и все тут. Хоть убей! И в чем причина такой особенности этого менталитета – объяснить просто невозможно.