Газета,
которая объединяет

Протокольные намерения

Воронежские водители могут получить новый штраф
Рубрика: от

С 1 июля в России должен появиться новый штраф, который будет применяться к тем, кто после аварии оставил автомобили на проезжей части и «упорно» мешает движению транспорта. Изменения в ПДД приняты правительством РФ еще в сентябре 2014 года, но тема активно не обсуждалась, про нее уже успели все забыть, и с 1 июля нас наверняка ждет вал квитанций по новой статье. Но важно не только это.

Новый штраф направлен на то, чтобы автомобилисты активнее пользовались так называемым европротоколом. А это, в свою очередь, может в корне поменять ситуацию с оформлением ДТП. Штраф для нарушителей – 1000 руб., что пока вполне достаточно для мотивации. В вопросе разбирался корреспондент «Берега».

Проезду не мешать!

Процитируем ПДД, которые касаются нового штрафа: «Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств».

Давайте разбираться. Вообще-то европротокол работает в России уже давно, водители и раньше могли разъехаться без ГИБДД при соблюдении некоторых условий (о них – ниже). При этом лимит выплат по европротоколу был 25 тыс. руб. Сами правила европротокола остались без изменения, только лимит вырос. В Воронежской области он составляет 50 тыс. руб.

Теперь закон вынуждает участников мелких аварий убирать машины с дороги в любом случае – независимо от того, согласны они с ее обстоятельствами, или нет. Если договорились и ущерб небольшой, можно заполнить бланки и ехать дальше. Если противоречия есть – то нужно составить схему, перепарковать машины и ждать-таки инспектора ГИБДД. Это в корне противоречит тому, чему раньше учили в автошколах и ПДД, что при ДТП запрещается перемещать автомобиль.

Основная цель изменений в ПДД очевидна – четко определить алгоритм действия водителей после аварии. При этом из принятых изменений ясно прослеживается желание заставить водителей активнее использовать европротокол. В этом случае экономится не только их собственное время, но и время других водителей, которые вынуждены выстаивать в образовавшихся из-за столкновения пробках. Бережется время и сотрудников ГИБДД, которым нет необходимости выезжать на мелкие аварии. Так что наверняка руководство ГАИ было одним из ярых сторонников нового штрафа.

Но есть пара нюансов. Сегодня европротокол непопулярен: уровень пользования этим видом оформления документов – 6-8%. Автовладельцы не очень-то доверяют страховым компаниям и считают, что если ДТП оформить без выезда сотрудника ГИБДД, то при получении выплат по ОСАГО они столкнутся с проблемами. Да и сами страховщики создали такую систему, когда водители не пользуются упрощенной схемой. Многие эксперты считают, что даже под угрозой штрафа водители все равно не будут рисковать и разъезжаться до приезда ГИБДД.

Не все понятно и в работе новой поправки. Что считать затруднением движения? Когда участники аварии перекрыли всю дорогу – вопросов нет, а если заблокированным оказалось движение на одной полосе из трех? Кроме того, не прописано, сколько времени участникам ДТП дается на освобождение проезда. Может, они пять часов схему составлять будут. Как эти и другие вопросы будут решаться, мы, видимо, узнаем только после вступления поправки в силу. На практике.

Четыре шага

В любом случае, новый штраф – хороший повод вспомнить: а как вообще оформлять документы о ДТП без привлечения ГАИ? Этим правом, повторюсь, можно воспользоваться если в столкновении участвовало только два автомобиля, у водителей нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП, оба водителя вписаны в полисы ОСАГО, пострадало только «железо». Если все сходится, то водителям нужно выполнить несколько обязательных действий для оформления.

Шаг первый. Сфотографировать следы и последствия ДТП. Нужно подробно заснять следы аварии и сопутствовавшие ей предметы на месте ДТП, сфотографировать общий план места аварии, следы от торможения на асфальте, обломки деталей автомобиля, обе машины со всех сторон и их номерные знаки, повреждения на автомобиле. Сотрудники страховых компаний будут доверять вам гораздо больше, если вы предъявите запись аварии с видеорегистратора.

Шаг второй. Взять контакты у свидетелей. Наверное, это труднее всего. Рекомендуется найти незаинтересованных людей, которые могли бы подтвердить обстоятельства аварии. Обычно это либо пешеходы, которые шли мимо, либо проезжавшие рядом водители.

Шаг третий. Правильно заполнить извещение о ДТП. Оба водителя должны заполнить один бланк извещения о ДТП, который выдается в страховой компании вместе с полисом ОСАГО. Вносимая на лицевой стороне информация должна четко отпечатываться на нижнем листке – для этого рекомендуется использовать шариковую ручку и сильно надавливать на бумагу.

В пунктах извещения на лицевой стороне должна быть указана информация о месте, дате, времени ДТП, а также сведения об участниках аварии. Нужно максимально точно и кратко указать характер и перечень всех видимых повреждений деталей автомобиля. Особое внимание стоит уделить составлению схемы ДТП. На схеме обозначаются контуры проезжей части с указанием названий улиц, а также направление движения, конечное положение автомобилей после ДТП, дорожные знаки, указатели, светофоры, дорожная разметка.

Оборотная сторона извещения заполняется каждым из водителей самостоятельно. Если не хватает места, можно дописать обстоятельства на листе бумаги. В таком случае на самом извещении необходимо сделать пометку «С приложением» и указать, к какому документу оно прилагается и кем составлено.

Шаг четвертый. Передать документы в страховую компанию. Каждый участник аварии должен в течение пяти дней направить страховщику свой экземпляр извещения о ДТП. То есть, если вы виновны, то тоже нужно послать бланк, иначе страховая может предъявить регрессные требования. Страховщики могут потребовать представить автомобиль для проведения осмотра, и автовладелец обязан сделать это в течение пяти дней со дня получения такого требования.

Когда же можно начать ремонтировать машину? Согласно новым правилам, нельзя приступать к ремонту поврежденного в ДТП автомобиля в течение 15 дней с момента аварии. Однако если есть необходимость произвести ремонт машины раньше, то обязательно нужно получить на это письменное согласие своей страховой компании.

При том, что вроде бы все просто и понятно, наверняка у многих водителей будут трудности. Можно утверждать, что популярными станут специальные приложения для смартфонов, которые будут помогать заполнять бланки. Говорят и о том, что автошколы скоро будут учить оформлять европротоколы. А еще есть услуги аварийных комиссаров, к которым будет больше смысла обращаться для оформления ДТП.

В целом, новый штраф носит прогрессивный характер: теперь при мелких ДТП у водителей есть стимул не создавать долгую помеху в движении.

Иван МАКАРОВ