Газета,
которая объединяет

Пятнадцать минут славы

Рубрика: Колумнистика№ 51 (1911) от
Автор: Сергей Попов

Вы знаете, кто в этом году представляет Россию на «Евровидении»? Не лукавьте, наверняка знаете. Даже если принципиально дистанцируетесь от пафосных «телебирюлек». Всепроникающая информ­зараза, то и дело подаваемая с ремаркой «это интересно всем», вряд ли может обойти стороной любого и каждого.

Новость с пылу с жару: участница от нашей страны, певица Полина Гагарина, вышла в финал престижного европейского конкурса. С чем вас, собственно, и поздравляю! Ах, вам до Полины нет дела? Охотно верю. Она, пожалуй, вообще мало кому­-то интересна, кроме себя, любимой, да пары друзей­-инвесторов. Давайте будем откровенны: Полина Гагарина – все­-таки не Дженис Джоплин и не Янка Дягилева.

Помните, кстати, предшественников и предшественниц мисс Гагариной? Кроме, разумеется, «звезды на все времена» Димы Билана? Я вот – с трудом. Да и неважно это. Неважно в принципе, кто и что пел. Важно – зачем.

Смысл в этом фрик-­шоу для россиян всегда был один: показать «буржуям недорезанным», какие мы все из себя гениальные. Привлекая в качестве живых аргументов девушек из рояля (одна из «фишек» билановского номера) и олимпийских чемпионов (его же «ноу-­хау»), которые с музыкой не пересекаются даже по касательной. И впоследствии ревностно отслеживая оценки, которые ставит нам та или иная страна. Когда результаты голосования стран не оправдывают наших надежд, почти у каждого телевизора звучит: «они нас никогда не любили». Применительно, разумеется, к определенным государствам­-врагам.

Люди отчего­-то не допускают даже вероятности того, что матушка-­Россия здесь совершенно ни при чем. Кому-­то, может, просто не понравится смазливый фейс очередной мальчико­-девочки. Или (о, ужас!) не зацепит песня. Нет! Конечно, нет! Как она вообще может не зацепить? Она же наша, русская! Понимаете?..

А вот европейцы – не понимают. Причем «не догоняют» они глобально: ей-­богу, австрийцу или норвежцу совершенно неясно, почему вообще надо непременно смотреть эту муть. Какое отношение она имеет к музыке? Ну, нравится тебе музыка – открой «Ютьюб» и втыкай, сколько влезет. Нужен элемент соревновательности – иди на нормальный конкурс джазовых исполнителей, которых в достатке. А там, где скачут бородатые Кончиты Вюрст и где продолжительность песни должна быть строго не более трех минут, ничего сильно музыкального не увидишь и не услышишь. По определению.

Энди Уорхол, культовая фигура поп­-арта, когда­то сказал: «В будущем каждый сможет стать всемирно известным на 15 минут». И вот – будущее наступило. Фрики атаковали телеэкраны и интернет­-пространство. Ежемесячно появляются новые «звезды» «Ютьюба», поражающие своей бессодержательностью и, в общем­-то, ненужностью. Уже завтра про ораву таких придурков­-чудаков не вспомнит никто. «Евровидение» в этом смысле – ровно то же самое. «Минута славы» европейского масштаба. Примерно с теми же правилами, что и известное шоу Первого канала. Выходи на сцену – и делай что хочешь.

А теперь сопоставьте эту «карусель» с извечным желанием русского человека проецировать все что ни попадя на свою страну. В стиле «Билан выиграл – Россия выиграла, Аршавин проиграл – Россия проиграла». Огромная держава с немереными имперскими амбициями становится не чем иным, как Интернет-­приколом. Звездой на пятнадцать минут. Кто делает ее таковой? Мы сами.

С появлением Интернета границы стали условными, и планета будто скукожилась – все теперь на расстоянии вытянутой руки. Билеты в любую точку покупаются в один клик. С новой музыкой и новыми фильмами пользователи знакомятся уже в день выхода продукта в свет. Спрятаться на таких скоростях невозможно. Поэтому в мире прекрасно знают, как у нас реагируют на «Евровидение» или спортивные состязания.

Вот, скажем, хоккей. Как человек, далекий от этого вида спорта, я понятия не имел о том, кто такой Бобровский и с каким счетом Россия «слилась» в финале. Равно как и том, что он, финал, вообще был. Но ведь все уши прожужжали! И не потому, что вокруг – масонская ложа хоккеистов. Нет. Просто люди, опять же, дружно решили приравнять какую­то сферу жизни к глобальной политике. Это ведь так важно – кто кого «сделает»! И ведь не сборная России – сборную Канады (как очень хотелось), а непременно Россия – Канаду!

Мы же знаем, что в России других проблем нет. Дороги – идеальные, в больницах – суперсовременная техника и кадры высшей категории, а слово «безработица» в последний раз применительно к нашей стране употреблялось в прошлом веке. А когда все хорошо – почему не обсудить хоккей и «Евровидение»?