Газета,
которая объединяет

Женские штучки

Воронежский центр современного искусства обнаружил: «Девочки пришли»
Рубрика: Культура№ 58 (1918) от
Автор: Анна Жидких

По моему личному ощущению, такая выставка напрашивалась: современное искусство как сфера приложения сил привлекает молодых художниц Воронежа никак не меньше, чем молодых художников. Поэтому первых едва ли не больше, чем вторых.

Вести, однако, речь о количестве, деловито подсчитывая творческие единицы, малоинтересно. Куда значимей содержательная часть воронежского «современного» женского «нашествия», оценить которую помогает выставка «Девочки пришли», открывшаяся на днях в Воронежском центре современного искусства.

Пубертатный период

Ирина Аксенова, Татьяна Данилевская, Жанна Долгова, Вероника Злобина, Анна Курбатова, Евгения Ножкина, Алия Садретдинова, Надежда Синозерская. Вот – круг авторов, большинство из которых уже представляли свои работы на зрительский суд. С тем или иным успехом. И не успехом, на мой взгляд, тоже. Но – вот ведь! Нынешняя выставка, показывая объединенные «женские силы» современного воронежского искусства, комплиментарна по отношению к каждой из участниц! Потому что на общем фоне самодостаточность отдельного автора хорошо различима. И, значит, доказательна.

Куратором выставки «Девочки пришли» выступила Ирина Аксенова. Посыл такого поступка сформулирован четко: «Восемь молодых художниц продолжают невероятную историю развития современного искусства в Воронеже». Именно – продолжают, не претендуя на «право первой ночи».

– Программная выставка первой «воронежской волны» в далеком 2009 году утверждала: «Дальше действовать будем мы!» – напоминает Ирина. – Сегодняшние художницы не делают таких жестких утверждений: их работы полны саморефлексии, сдерживаемого напряжения, болезненных вопросов к себе и друг другу. Воронежская женская волна проходит пубертатный период становления и самоидентификации, но вместо подросткового бунта погружена в размышления и неопределенность.

Диалог с контекстом

Куратор считает: первая, мужская, волна сформировала настолько устойчивый локальный контекст, что тем, кто идет следом за первопроходцами, невозможно не вступить с этим контекстом в диалог. А то и прямую конфронтацию.

– Существуя в рамках уже заданного патриархального дискурса, художницы не могут не проблематизировать тему женского, – убеждена Ирина. – Сам факт доминирования девушек в новой волне делает их искусство подрывным в ситуации, сложившейся в Воронеже. Феминистское искусство, традиционное женское искусство, исследование телесности, городские практики – через разные подходы и внутреннюю критику участницы ищут потенциал для объединения и солидарности.

Как же выглядят эти поиски? На мой взгляд – вполне себе по-девичьи, исповедально: с остановкой на мелочах и частностях, со склонностью драматизировать даже чисто лирическую находку, с желанием излить душу в той же степени, что и спрятаться от мира большого в свой собственный – маленький. Что, впрочем, не отменяет использования авторами алгоритмов, довольно сложно читаемых. При всей безыскусности экспонатов. Скажем, написано на полу коридора ВЦСИ «Прости нас» впритирку с узнаваемым символом сердца – и поди догадайся, кому-то конкретному адресован сей неноваторский крик души или его должен примерить на себя «всяк, сюда входящий».

Искусство инвариантно, это не обсуждается. Но такой постулат вовсе не оправдывает привлечения в систему художественных средств чего попало. И девочки, которые «пришли», это прекрасно понимают: «дамские штучки», включенные в их «сочинения» – типа упаковок от конфет или древних плюшевых зверушек – вполне оправдывают свой выход «в люди».

Все и каждая

Комментируя выставку, Ирина Аксенова рассказала о вкладе каждой из «девочек» в общее дело.

– Cерия холстов Алии Садретдиновой рассказывает об изнанке современного восприятия античных идеалов, о внутренней борьбе молодого автора, решившего получить академическое художественное образование, – говорит куратор. – «Не время» Татьяны Данилевской – объект, отражающий сомневающийся или даже осуждающе-разочарованный взгляд на утопическое утверждение работы Арсения Жиляева «Время работает на коммунизм»: «Нет, не время. Не работает. Точно не на коммунизм». В «Городской газете» Вероника Злобина противопоставляет случай системному подходу Ильи Долгова. «Игра в солдатики» Анны Курбатовой вступает в диалог с одноименной работой Сергея Горшкова. Игрушечные пистолеты и автоматы больше не романтизируют образ «настоящего мужчины», но являются символом подмены и искажения воспринимаемого. Коллектив «Лисички», состоящий из Жанны Долговой и Надежды Синозерской, в своем спектакле «взрыв в домашних условиях или буйные, злые и напуганные» исследует возможности выхода из парадигмы традиционности через разные практики сопротивления неравенству, дающие голос и объединяющие всех «слабых» (женщин, детей, животных и пр.). Их работа «Прости нас», коллективный телесный жест, также направлен на проявление властных позиций и субординации в отношениях между «волнами» «воронежского искусства».

Надежда Синозерская представлена и индивидуальным трудом – «Ночник». «Это, – расшифровывает Аксенова, – интимный девичий алтарь, попытка собрать собственную идентичность из частей различных женских образов». Сама Ирина выступила с алтарной работой «Fuck off» – разрушающей, со слов автора, «искусственно сконструированные, навязанные образы и модели материнства, женской доли».

Слезная история

Как обычно на выставках современного искусства – в ходу видео- и аудио-. Авторы используют силу слова и ноты – это тоже по-женски. В общем, люди они интересные, хотя выделить из этой умной восьмерки одну художницу мне все-таки хочется...

Евгения Ножкина – самый, пожалуй, известный автор из всего коллектива. Рассказывая о своих экспонатах, Женя пояснила: в плане творчества ее часто сравнивают с Иваном Горшковым – ярким представителем «первой волны» воронежского современного искусства.

– Мы с Ваней с детства знакомы – благодаря нашим папам, которые были очень дружны. И объясняли своим детям, что хорошо, а что плохо, что красиво, а что – нет, – рассуждает Евгения. – Потом мы вместе учились в институте, в одной подгруппе. У нас преподавали одни и те же педагоги. Поэтому логично и естественно, что какая-то похожесть есть – в пластике, например. И я, готовясь к этой выставке, поняла, что не надо эту похожесть игнорировать, стараться уйти от нее. А надо, напротив, максимально близко к Ване приблизиться, работая в другом материале – тогда будет хорошо понятно, в чем мы разные...

Из таких соображений появилась скульптурная композиция, увенчанная белым свитером. По соседству – работа «Вместе»: брутальная мужская куртка «налицо» в «сшивке» с мягкой изнанкой – внешняя и внутренняя ипостаси художницы. А еще есть «Женские слезы»: на старом выбеленном полотне – грубая вышивка.

– С этой работой связана личная история, – поделилась Женя. – Когда я ее вышивала, в семье случилось горе: ушел свекор. Несколько дней не открывал входную дверь, а потом выяснилось, что человек умер. Поэтому я так назвала свою работу... Изначально, когда нашла эту старенькую ткань – представляла: где-то в деревне на столике, ею покрытом, хозяева выставляли фотографии умерших родственников. И над ними плакали – по погибшим-мертвым. Была ведь такая традиция.

– До сих пор есть.

– Да. Так что эти «Женские слезы», которые, собственно, в работу и вылились – не только мои...

Тем временем

К работе выставки «Девочки пришли» в ВЦСИ приурочена публичная программа. В ее рамках 7 июня в 13.00 Евгения Ножкина проведет мастер-класс по созданию гобеленов. А 10 июня в 18.30 Татьяна Данилевская прочтет доклад «К вопросу об означающем». В тот же день в 20.00 состоится закрытие выставки.