Женские штучки
По моему личному ощущению, такая выставка напрашивалась: современное искусство как сфера приложения сил привлекает молодых художниц Воронежа никак не меньше, чем молодых художников. Поэтому первых едва ли не больше, чем вторых.
Пубертатный период
Ирина Аксенова, Татьяна Данилевская, Жанна Долгова, Вероника Злобина, Анна Курбатова, Евгения Ножкина, Алия Садретдинова, Надежда Синозерская. Вот – круг авторов, большинство из которых уже представляли свои работы на зрительский суд. С тем или иным успехом. И не успехом, на мой взгляд, тоже. Но – вот ведь! Нынешняя выставка, показывая объединенные «женские силы» современного воронежского искусства, комплиментарна по отношению к каждой из участниц! Потому что на общем фоне самодостаточность отдельного автора хорошо различима. И, значит, доказательна.
Куратором выставки «Девочки пришли» выступила Ирина Аксенова. Посыл такого поступка сформулирован четко: «Восемь молодых художниц продолжают невероятную историю развития современного искусства в Воронеже». Именно – продолжают, не претендуя на «право первой ночи».
– Программная выставка первой «воронежской волны» в далеком 2009 году утверждала: «Дальше действовать будем мы!» – напоминает Ирина. – Сегодняшние художницы не делают таких жестких утверждений: их работы полны саморефлексии, сдерживаемого напряжения, болезненных вопросов к себе и друг другу. Воронежская женская волна проходит пубертатный период становления и самоидентификации, но вместо подросткового бунта погружена в размышления и неопределенность.
Диалог с контекстом
Куратор считает: первая, мужская, волна сформировала настолько устойчивый локальный контекст, что тем, кто идет следом за первопроходцами, невозможно не вступить с этим контекстом в диалог. А то и прямую конфронтацию.
– Существуя в рамках уже заданного патриархального дискурса, художницы не могут не проблематизировать тему женского, – убеждена Ирина. – Сам факт доминирования девушек в новой волне делает их искусство подрывным в ситуации, сложившейся в Воронеже. Феминистское искусство, традиционное женское искусство, исследование телесности, городские практики – через разные подходы и внутреннюю критику участницы ищут потенциал для объединения и солидарности.
Как же выглядят эти поиски? На мой взгляд – вполне себе по-девичьи, исповедально: с остановкой на мелочах и частностях, со склонностью драматизировать даже чисто лирическую находку, с желанием излить душу в той же степени, что и спрятаться от мира большого в свой собственный – маленький. Что, впрочем, не отменяет использования авторами алгоритмов, довольно сложно читаемых. При всей безыскусности экспонатов. Скажем, написано на полу коридора ВЦСИ «Прости нас» впритирку с узнаваемым символом сердца – и поди догадайся, кому-то конкретному адресован сей неноваторский крик души или его должен примерить на себя «всяк, сюда входящий».
Искусство инвариантно, это не обсуждается. Но такой постулат вовсе не оправдывает привлечения в систему художественных средств чего попало. И девочки, которые «пришли», это прекрасно понимают: «дамские штучки», включенные в их «сочинения» – типа упаковок от конфет или древних плюшевых зверушек – вполне оправдывают свой выход «в люди».
Все и каждая
Комментируя выставку, Ирина Аксенова рассказала о вкладе каждой из «девочек» в общее дело.
– Cерия холстов Алии Садретдиновой рассказывает об изнанке современного восприятия античных идеалов, о внутренней борьбе молодого автора, решившего получить академическое художественное образование, – говорит куратор. – «Не время» Татьяны Данилевской – объект, отражающий сомневающийся или даже осуждающе-разочарованный взгляд на утопическое утверждение работы Арсения Жиляева «Время работает на коммунизм»: «Нет, не время. Не работает. Точно не на коммунизм». В «Городской газете» Вероника Злобина противопоставляет случай системному подходу Ильи Долгова. «Игра в солдатики» Анны Курбатовой вступает в диалог с одноименной работой Сергея Горшкова. Игрушечные пистолеты и автоматы больше не романтизируют образ «настоящего мужчины», но являются символом подмены и искажения воспринимаемого. Коллектив «Лисички», состоящий из Жанны Долговой и Надежды Синозерской, в своем спектакле «взрыв в домашних условиях или буйные, злые и напуганные» исследует возможности выхода из парадигмы традиционности через разные практики сопротивления неравенству, дающие голос и объединяющие всех «слабых» (женщин, детей, животных и пр.). Их работа «Прости нас», коллективный телесный жест, также направлен на проявление властных позиций и субординации в отношениях между «волнами» «воронежского искусства».
Надежда Синозерская представлена и индивидуальным трудом – «Ночник». «Это, – расшифровывает Аксенова, – интимный девичий алтарь, попытка собрать собственную идентичность из частей различных женских образов». Сама Ирина выступила с алтарной работой «Fuck off» – разрушающей, со слов автора, «искусственно сконструированные, навязанные образы и модели материнства, женской доли».
Слезная история
Как обычно на выставках современного искусства – в ходу видео- и аудио-. Авторы используют силу слова и ноты – это тоже по-женски. В общем, люди они интересные, хотя выделить из этой умной восьмерки одну художницу мне все-таки хочется...
Евгения Ножкина – самый, пожалуй, известный автор из всего коллектива. Рассказывая о своих экспонатах, Женя пояснила: в плане творчества ее часто сравнивают с Иваном Горшковым – ярким представителем «первой волны» воронежского современного искусства.
– Мы с Ваней с детства знакомы – благодаря нашим папам, которые были очень дружны. И объясняли своим детям, что хорошо, а что плохо, что красиво, а что – нет, – рассуждает Евгения. – Потом мы вместе учились в институте, в одной подгруппе. У нас преподавали одни и те же педагоги. Поэтому логично и естественно, что какая-то похожесть есть – в пластике, например. И я, готовясь к этой выставке, поняла, что не надо эту похожесть игнорировать, стараться уйти от нее. А надо, напротив, максимально близко к Ване приблизиться, работая в другом материале – тогда будет хорошо понятно, в чем мы разные...
Из таких соображений появилась скульптурная композиция, увенчанная белым свитером. По соседству – работа «Вместе»: брутальная мужская куртка «налицо» в «сшивке» с мягкой изнанкой – внешняя и внутренняя ипостаси художницы. А еще есть «Женские слезы»: на старом выбеленном полотне – грубая вышивка.
– С этой работой связана личная история, – поделилась Женя. – Когда я ее вышивала, в семье случилось горе: ушел свекор. Несколько дней не открывал входную дверь, а потом выяснилось, что человек умер. Поэтому я так назвала свою работу... Изначально, когда нашла эту старенькую ткань – представляла: где-то в деревне на столике, ею покрытом, хозяева выставляли фотографии умерших родственников. И над ними плакали – по погибшим-мертвым. Была ведь такая традиция.
– До сих пор есть.
– Да. Так что эти «Женские слезы», которые, собственно, в работу и вылились – не только мои...
Тем временем
К работе выставки «Девочки пришли» в ВЦСИ приурочена публичная программа. В ее рамках 7 июня в 13.00 Евгения Ножкина проведет мастер-класс по созданию гобеленов. А 10 июня в 18.30 Татьяна Данилевская прочтет доклад «К вопросу об означающем». В тот же день в 20.00 состоится закрытие выставки.