Газета,
которая объединяет

На молчание обреченные?

Рубрика: от
Автор:

В понедельник калининградский журналист Борис Образцов приговорен к штрафу в размере 110 тыс. руб. за критические высказывания в отношении РПЦ. Прокурор Ольга Руденко требовала для журналиста наказания в виде полутора лет лишения свободы в колонии­-поселении. Состав «преступления»: колонка Образцова в газете «Тридевятый регион», опубликованная в январе этого года. Повод для колонки – предложение протоиерея Всеволода Чаплина ввести всероссийский дресс­-код.

Это все, что называется, отправные данные. Оттолкнувшись от них, перейдем непосредственно к сюжету из современной жизни.

Тут на днях советский классик Борис Стругацкий признался, что ему уже лет десять как надоело читать, а равно и писать «выдумки». Жизнь­-де интересней. Учтем, что это мнение не просто писателя, а писателя­-фантаста, который любил придавать социальной действительности гротесковые формы и сооружать из воздуха очередной «град обреченных».

Именно какой­то такой «град» и рисуется в воображении, когда начинаешь погружаться в историю журналиста из Калининграда.

До «подсудимой» колонки Борис Образцов, оказывается, был (и возможно – остается) ярым поборником законности. Неодобрение действий руководства РПЦ в Калининградской области высказывали и другие политики и журналисты, но лишь Борис Образцов пытался оспорить их в суде. Действия такие. Согласно принятым в последнее время Калининградской областной Думой законам 501 и 502, в собственность РПЦ перешла недвижимость, ранее не являвшаяся объектом религиозного назначения. Например, орденские замки. Или – не относящаяся к православной конфессии: католические и протестантские кирхи и храмы. Иск журналиста о признании областных законов не соответствующими Конституции РФ, конечно, не был удовлетворен ни областным, ни Верховным судом. Потому что суды не нашли в местных законодательных актах ущемления прав гражданина Образцова.

Зато позже в его колонке был найден состав преступления по статье 282­й (ч. 1), а именно – унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам отношения к религии… В колонке Образцова был пассаж о «рейдерах в рясах», о разделении понятий «вера» и «религия» и о том, что, по мнению журналиста, «религия — это сочетание лохов, которых разводят, и подонков, стоящих во главе любой религиозной организации».

Короче, дресс-­код в заметке был всего лишь трамплинчиком. Оскорбил Образцов священников? Оскорбил. За свои слова и действия надо отвечать? Надо, да.

Однако трудно отделаться от мысли, что и его слова явились не причиной, а поводом для уголовного преследования журналиста. И 282­-я статья тут очень кстати, ибо ею можно уработать любого несогласного. Вот ее полная формулировка: «Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой­-либо социальной группе…»

Фабула статьи сформулирована таким образом, что не дает правоприменителю никаких намеков на то, что же конкретно следует понимать под объективной стороной преступления. Судя по общей судебной практике, хватает только домыслов следствия о том, что действия могли вызвать какой­-либо эффект.

А ведь могли бы и не вызвать. Скажем, человек, написавший «Бей (сами знаете кого) — спасай Россию!», как правило, прекрасно понимает, что никакой реакции со стороны читателя этот затасканный лозунг не вызовет.

Поэтому, как свидетельствуют эксперты, чаще всего охранителям приходится выбивать у подследственных требуемые доказательства. У Образцова ничего выбивать не потребовалось. Он своими «рейдерами в рясах» и «подонками» подписал себе приговор. Но лично я ему признателен за то, что благодаря его позиции на поверхность в очередной раз выходит то, что уже просто социально опасно держать под спудом.

Может, кто­то помнит письмо священников Ижевской и Удмуртской епархии, отказавшихся поминать патриарха Кирилла в службах? «Мы решительно просим… дабы наш народ видел Вас не только благословляющим и лобызающим представителей высшей власти, но и обличающим их... Нам не нужны пастыри-­банкиры, пастыри-­политики… нам жизненно необходимы пастыри, душу свою полагающие за овцы, свидетельствующие о Христе не только своим словом, но и жизнью», – говорилось там.

Священников отлучили. Журналиста штрафанули.

Но разговор еще продолжится в полную силу. Иначе быть не может. Сама жизнь этого потребует. Вон и НТВ на днях показала священников в «рясах» от Бриони…