Газета,
которая объединяет

Черный список чиновников

Общероссийский народный фронт (ОНФ) взялся за создание списка чиновников, нарушающих законодательство о предоставлении информации СМИ. В него попадут, в частности, функционеры, которые препятствуют работе СМИ, отказываясь «раскрывать карты» своей деятельности, которая, напомню, должна вестись на благо населения.

В пресс­-релизе говорится о том, что на сегодняшний день активисты Центра прорабатывают с депутатами Госдумы и администрацией президента возможность законодательного ужесточения санкций для чиновников за неисполнение закона «О СМИ» именно в части непредоставления информации журналистам. Также говорится об упомянутом «черном списке» чиновников, не исполняющих закон и ведущих закрытую деятельность. Он будет опубликован на сайте smi.onf.ru и постоянно обновляться на основе сообщений региональных журналистов.

Как видим, настрой у ОНФ серьезный, но почему речь идет лишь о непредоставлении информации, а не об обязательном ответе на критику, что куда важнее на сегодняшний день… Без этого журналисты, получается, пишут «в пустоту». В любой критической статье «замах выходит на рубль, а удар получается на копейку». Но зачем заводить «черные списки» на столоначальников, если право искать, получать и передавать информацию закреплено в Конституции РФ (ст.29), а также в законе о СМИ (ст.47) «Право журналиста»?

А вот получить ответ на критику – сложнее. Во всяком случае, в законе о СМИ подобной статьи нет. Исключение составляют несколько регионов РФ, включая Воронежскую область. Своим постановлением, которое никто не отменял, бывший губернатор Александр Ковалев подписал распоряжение об обязательном ответе на критику в СМИ. Без здоровой реакции на критику со стороны должностных лиц как раз и выходит удар «на копейку».

Приведу пример из собственного журналистского опыта. Осенью минувшего года в одной из воронежских газет я опубликовал статью «Кондопога» местного масштаба». В ней шла речь о событиях, развернувшихся вокруг кафе «Джамбул», расположенного в Новой Усмани. Кафе, примыкающее к федеральной трассе М­4 «Дон», разрослось буквально на глазах, прихватывая все новые площади. Владелец «Джамбула» Александр Складанный (выходец из Казахстана) получил разрешение на строительство закусочной с пристройкой обеденного зала общей площадью 135 квадратных метров. Однако в акте приемочной комиссии значилась уже другая площадь ­ 555,8 кв. метров. Откуда взялись эти лишние метры, за счет которых кафе  буквально нависло над крышей соседнего дома?

В этом пыталась разобраться и районная прокуратура,  возбудившая уголовное дело по факту подделки подписи в акте приемки. Допрошенный по этому делу хозяин пояснил, что документы оформляла его знакомая, которая якобы передала уже заполненный акт приемочной комиссии. Но что за «знакомая», кто подделал подпись, совершив уголовное преступление, прокуратура так и не установила.

В статье отмечалось и то, что огромные фуры, которые днем и ночью подъезжают к кафе, не дают покоя жильцам домов, расположенных поблизости. Живущие рядом с кафе «Джамбул» Мария Вагина и Ольга Яковенко, кроме прокуратуры, писали жалобы в ФМС по Воронежской области. Но на все жалобы они получили отписки, которые до сих пор хранятся в моем архиве.

Отступив от темы, я намеренно привел пример из своей практики, так как в жизни мы встречаемся с множеством несправедливостей, иногда граничащих с обыкновенной дикостью. И простым людям трудно достучаться до начальников в поисках правды. Изменят ли ситуацию «черные списки» чиновников, которые предлагают активисты ОНФ? Вряд ли. Но начинать общественный контроль все равно нужно.

А что касается ответа на критику, то позволю себе еще одно отступление, то есть расскажу о том, какую реакцию вызвала публикация. После статьи я направил запрос на имя прокурора Воронежской  области и получил ответ, подписанный начальником управления по надзору за соблюдением федерального законодательства В. Стеблецовым. На двух страницах изложено множество второстепенной информации, но так и не сказано об уголовном деле по факту подделки подписи на акте приемки, столь чудесным образом увеличившему кв. метры кафе.

Что же касается «черных списков», в анналах ОНФ пока две фамилии: это чиновники из Бердска и города Тулун Иркутской области. Кстати, эта область относится к числу регионов, отмеченных на карте красным цветом, именно там происходят самые серьезные нарушения, в том числе – в отношении представителей СМИ. Что ж, будем ждать пополнения списка…