Газета,
которая объединяет

Бюрократия попадет в Сеть

Рубрика: от
Автор:

С 1 октября вступает в силу закон, по которому федеральным органам власти запрещается требовать у получателей услуг сведения, которые уже есть в распоряжении других ведомств. Все необходимые документы чиновники должны запрашивать друг у друга в электронном виде.

О новой схеме работы госорганов речь идет давно. Она должна была заработать еще с 1 июля 2011-го. Но сроки пришлось сдвинуть из-за множества технологических и юридических проблем. Если бы норма закона вступила в силу этим летом, то чиновникам пришлось бы в буквальном смысле собирать необходимые справки «ногами», что вряд ли ускорило бы процесс оказания государственных услуг.

Для того чтобы ведомства могли запрашивать и получать все необходимые документы друг у друга, им потребовалось наладить техническую совместимость своих баз данных, «научить» системы взаимодействовать между собой. Кроме того, пришлось внести изменения в большое количество законов и подзаконных актов. Поправки внесли и практически во все регламенты оказания государственных услуг, в которых прямо указано на обязательность предоставления заявителем бумажных справок и документов. Таких регламентов, которые относятся только к федеральным услугам, немногим менее тысячи. Но сейчас все это сделано, и правительство настроено решительно: больше никаких поблажек с очередным переносом сроков чиновники не дождутся.

Всего на схему в режиме «одного окна» будет переведено 340 государственных услуг. Быстрее всего работа по подготовке полноценных веб-ресурсов продвигается в миграционной и налоговой службах, Росреестре и Пенсионном фонде. На днях заявило о готовности к работе по новым правилам и ГУ МВД по Воронежской области.

Но то, что проблемы с новым механизмом будут, ясно уже заранее. Скажем, срок предоставления одним ведомством ответа на запрос другого составит пять календарных дней. Но вот в течение какого времени первое ведомство запросит необходимую информацию? Как проконтролировать оперативность чиновников?

Предполагается, что нерасторопность может стоить им премии. Сейчас в Госдуму уже внесен законопроект, который повышает ответственность госслужащих за несоблюдение нормативов и сроков. Если документ будет принят, чиновникам может грозить дисквалификация или высокие штрафы.

Впрочем, думать, что мы вообще сможем больше не ходить по кабинетам чиновников, не стоит. Ряд справок придется предъявлять самому гражданину. Например, о состоянии здоровья. Электронный документооборот подобной информацией будет запущен только с первого июля 2012 года. Тогда же на обмен справками перейдут все региональные и муниципальные органы власти.

С 1 октября у каких-то ведомств на принцип межведомственного взаимодействия переводятся десятки услуг, а у других – единицы. Количество документов, которые ведомства должны предоставить коллегам, тоже разное. Например, налоговая будет отправлять по электронке более 40 видов документов, а МЧС – всего три.

Кроме того, запуск ведомственных веб-ресурсов предусматривает еще одно нововведение: они встроены в систему «электронного правительства». И обычный гражданин тоже сможет зайти на такие «странички» через портал госуслуг, чтобы получить ответ на тот или иной вопрос.

Работать такая система должна круглосуточно и семь дней в неделю. Главное, чтобы граждане умели ориентироваться в Интернете и пользоваться электронной подписью. Но вот где и как ее получить? Процедура эта пока еще не отлажена и весьма продолжительна по времени. К тому же, не секрет, что уже были попытки взлома портала госуслуг. А ведь электронную подпись гражданин должен хранить как зеницу ока. С ее помощью можно будет совершать в том числе и коммерческие сделки. Сами понимаете, если она попадет в чужие руки, заключить могут много интересного. Поэтому, скорее всего, подавляющее большинство обратившихся к чиновникам в этом, да и следующем году предпочтут бумажные справки современному нововведению. У гражданина остается право обращаться за госуслугами по старинке, приходя в ведомство и отстаивая очередь.

Но всем нам в этой ситуации не стоит занимать пассивную позицию ожидания: когда, мол, все отрегулируют, тогда я и начну обращаться к власти через порталы.

Чем активнее мы начнем требовать у власти исполнения закона, чем чаще будем ставить чиновников в тупик из-за сбоев в их неотлаженных системах, тем быстрее заработает этот абсолютно новый механизм. Уверен, лет через 10-15 станет не просто получить уже бумажную справку. А электронную услугу будут оказывать не за 5-10 дней, а в течение суток или даже часа. Информационные технологии становятся основой окружающего нас социума. И за ними стоят не проблемы или сложности, а, напротив, комфорт и удобство. Но чтобы добиться их завтра, всем нам – и власти, и гражданам – сегодня надо приложить усилия.