Газета,
которая объединяет

Естественный отбор

Председатель облизбиркома – о партиях-кандидатах, нарушениях и «мертвых душах»
Рубрика: Политика№ 81 (1941) от

Кампании по выборам депутатов в Воронежскую областную и городскую Думы прошли очередной важный этап – регистрацию кандидатов. На этом рубеже из гонки выбыли все партии, которым по закону было необходимо собирать подписи сторонников. О том, по каким причинам «малые» партии не смогли пройти регистрацию, откуда в подписных листах взялись данные умерших несколько лет назад людей и на какую явку рассчитывают организаторы выборов, на прошедшей на днях пресс-конференции рассказал председатель Воронежского облизбиркома Владимир Селянин.

Подписанты с погостов

Изначально, отметил руководитель комиссии, в областной парламент собирались баллотироваться 13 партий. Правда, уже на стадии подачи документов с дистанции сошла «Партия ветеранов России»: объединение провело съезд в Москве, но после этого в Воронежском облизбиркоме так и не появилось. Следующей выбыла партия «Национальной безопасности России» – в положенный срок (до 29 июля) ее представители не представили в комиссию подписи сторонников.

На регистрационную «прямую» вышли 11 партий: парламентская четверка (КПРФ, «Единая Россия», ЛДПР и «Справедливая Россия»), «Яблоко», «Патриоты России», а также «Родина», «Коммунисты России», «Партия Возрождения России», «Партия Великое Отечество» и «Партия социальных реформ». Как ранее писал «Берег», представленные в Госдуме партии, а также «Яблоко» и «Патриоты России» были избавлены от сбора подписей сторонников, зато оставшейся пятерке пришлось готовить подписные листы.

Для регистрации каждой политической организации надо было представить почти 10 тысяч подписей. Из них партийцы отбирали по 25 процентов листов, которые потом проверяли члены избиркома. И здесь без сюрпризов не обошлось: среди подписей сторонников каждой партии обнаружились по 10-20 подписей умерших до того людей.

– Мы, конечно, старались не придираться, даже не учитывали некоторые мелкие отклонения, – говорит Владимир Егорович. – Внимание обращали на значительные нарушения: когда находили подписи умерших или когда паспортные данные не соответствовали действительности. Точнее, они были настоящими, но – актуальными пять лет назад и более. То есть, мы можем предположить использование этими организациями устаревшей базы данных.

По закону у партий есть небольшой люфт: в проверенных подписях допускается до 10% брака. Но по итогам проверки, проведенной избиркомом, ни одна из пяти партий, собиравших подписи, в этот процент не уложилась. Минимальное число брака члены комиссии нашли в листах «Партии Возрождения России» – 12,8%, а максимум недостоверных «автографов» предоставила «Родина» – 20,6%.

Ловкость рук

Владимир Селянин предположил, что данные региональными отделениями парторганизаций могли быть взяты из одной и той же базы. Глава облизбиркома даже посоветовал обманутым партийцам потребовать назад деньги у компаний, которые собирали для них подписи. Ведь расходы они понесли действительно серьезные: по словам Владимира Егоровича, сами представители партий оценивали одну подпись в сумму от 30 до 150 рублей. А если учесть, что обычно политические объединения собирали не по 10 тысяч подписей сторонников, а вдвое или даже втрое больше, то потери могут исчисляться миллионами рублей.

На пресс-конференцию председатель облизбиркома принес фотокопии подписных листов нескольких партий и предложил журналистам найти на одной фотографии больше трех разных почерков. Не вышло: журналисты уверенно опознали только «три руки» – настолько похожи были некоторые элементы подписей.

Впрочем, партийцы хотя бы видимой надежды зарегистрировать своих выдвиженцев в качестве кандидатов не теряют. Председатель облизбиркома посетовал, что почти все отсеянные партии готовятся обжаловать отказ в регистрации – кто в суде, кто через ЦИК. Причины своих решений представители незарегистрированных политорганизаций не скрывают: якобы такова установка московского руководства. Хотя реальной перспективы для обжалования отказов облизбиркома Владимир Селянин не видит.

«Нестроительные» открепительные

Отдельная тема, традиционно обсуждаемая в ходе каждой выборной кампании – выдача открепительных удостоверений. Некоторым жителям области такие документы необходимы по не зависящим от них причинам: например, полицейским и медикам, которые в день голосования дежурят и не могут добраться до своего участка. Но во время ряда кампаний в регионе именно голосование по открепительным приводило к спорным ситуациям, поэтому данная тема всплывает теперь в ходе подготовки к любым выборам.

По словам Владимира Селянина, всего для выборов в облдуму заготовили 45 тыс. открепительных удостоверений, но раздавать их все не планируется. Выдавать открепительные в области начали две недели назад – с 29 июня. Пока (по состоянию на 14 августа – ред.) территориальные избиркомы выдали 1619 подобных удостоверений, причем в некоторых районах области такие документы понадобились только одному-двум избирателям.

Правда, председатель облизбиркома признал, что у комиссии уже «возникла обеспокоенность» по поводу ситуации в Советском районе Воронежа. Здесь за последнее время около 30 сотрудников двух компаний попросили выдать им открепительные. О каких предприятиях идет речь, Владимир Селянин уточнять не стал, но заявил, что компании связаны с «бытовой» сферой. На намек журналистов, не относятся ли эти компании к строительной отрасли (в списках кандидатов в городскую и областную думы довольно много выходцев из строительного блока), глава облизбиркома ответил отрицательно.

Проблему с массовым получением открепительных удостоверений Владимир Селянин связал, в основном, с возможными потерями голосов на выборах по одномандатным округам.

– При переходе избирателя с одного участка на другой теряется его голос в выборах по одномандатным округам. Значит, человек не сможет поддержать кандидата, который потом будет представлять интересы округа, в котором избиратель живет, – заявил он.

Сергей КОРНЕЕВ

Кстати

Воронежскую областную Думу сформируют по смешанной системе: 28 мандатов получат «списочники», столько же кресел достанется кандидатам-одномандатникам.

На мандаты Воронежской облдумы претендуют 306 кандидатов по партийным спискам от шести партий. Еще 128 претендентов, в том числе восемь самовыдвиженцев, поборются за депутатские кресла на одномандатных округах.

Выборы в гордуму Воронежа тоже пройдут по смешанной системе. Большинство мест (24 из 36) достанутся одномандатникам, а оставшиеся 12 кресел распределятся между представителями партийных списков.

По одномандатным округам в гордуму попытаются пробиться 119 кандидатов, в том числе 26 самовыдвиженцев. В партсписки вошли 212 человек.