Не политический приговор
Традиционная в эту пору выставка современного искусства «ART LIBITUM», открывшаяся на днях в галерее «Нефта» – юбилейная. Десятая по счету. Каждый год организаторы предлагают воронежцам интересные «подборки» произведений, укладывающиеся в концепцию проекта: название выставки перекликается с латинским термином «аd libitum», который словарь иностранных слов толкует как «игра на усмотрение исполнителя».
Министр не догадывается
Выражение, понятно, имеет хождение не только в мире музыки; оно давно стало формулой «свободного полета» в творчестве вообще. Именно в этом ключе и самовыражаются авторы «ART LIBITUMа», которых на сей раз – более трех десятков. Мировоззренческие позиции и взгляды, используемые стили и жанры, эстетические позиции и пристрастия; все перечисленное – у каждого свое. Отчего и имеем впечатляющую разноплановость экспозиции – при том, что по совокупности, так сказать, она стройна и красива.
– В этом году для участия в проекте приглашены все художники, когда-либо выставлявшиеся в «ART LIBITUMе», – пояснили организаторы. – И очень приятно, что к нам, кроме воронежцев, добрались также гости из Курска, Липецка и даже Москвы. «ART LIBITUM» – самый живой наш проект. У его авторов совершенно неистощимая фантазия и энергия.
Народный художник России Олег Савостюк, бывший среди зрителей выставки, подчеркнул:
– Существование художественной галереи на протяжении десяти лет в наше время – подвиг! И – гордость за то отношение к делу, которое мы наблюдаем. Нас ведь, художников, практически никто не поддерживает. Нынешний министр культуры за годы своей работы ни разу не вспомнил о художниках. Я не думаю, что он их не любит. Он просто не догадывается о том, что мы есть. Это настораживает.
Хуже наркотиков
Увы, сентенция, озвученная Олегом Михайловичем, вполне приложима и к писателям, и не только. Тем ценнее то, что делают сегодня прогрессивные галеристы – для зрителей и художников.
– Камерность, которая существует в этом прекрасном зале, очень актуальна, – продолжал Савостюк. – Мне кажется, сегодняшнее время – не для громких, «аэродромных» выставок. Именно небольшие экспозиции обозначают уровень нашего изобразительного искусства. Вы, авторы этой выставки, работаете очень свободно, очень хорошо сочиняете. Ведь художник – не зеркало, которое что-то отражает. А человек, который создает свой мир. И убеждает в этом зрителя.
Отдельно остановился Олег Михайлович на «расшифровке» понятия «современное искусство»; оно, как известно, трактуется весьма вариативно.
– То, что творится сегодня – это все современное искусство, – убежден мэтр. – И даже когда Шилов пишет портрет – это тоже современное искусство. Потому что делается в наши дни, понимаете? И то, что показывает «Нефта», не идет вразрез с тем, что создают люди, имеющие академическое образование. Все существует параллельно… Мне, вы знаете, приходилось видеть увеличенные фрагменты картины Врубеля: если вставить их в отдельные рамы – получим то, что называется современным искусством. Хотя сделано это сто лет тому назад… Поэтому никогда не надо задумываться над тем, к какому искусству отнести работу. Нужно делать ее искренне, с доброжелательностью к людям. И стараться не выдать политический приговор жизни, а – радоваться ей. Несмотря на любые трудные условия. И этим жить, если уж вы избрали такой путь. Он ведь еще хуже наркотиков; с него – не сойдешь… Еще учтите, что взгляд на мир свежими глазами никогда не связан с возрастом. А связан вот с этим местом (стучит пальцем по голове –прим. авт.).
Есть чему поучиться
Пиршество для глаз и души – вот что такое «ART LIBITUM-2015». С большим удовольствием посмотрела работы Ивана Бондарева и Сергея Бруданина, Сергея Горшкова и Валерия Мишунина, Александра Ножкина и Евгения Чепурина, Михаила Викторова и Лидии Скаргиной, супругов Ворошилиных...
Великолепны произведения Ольги Гурьевой – керамические панно, объединенные в цикл, иллюстрирующий «Пикник на обочине» братьев Стругацких. Эти всего-то четыре вещи можно, кажется, рассматривать часами – настолько они насыщены и ассоциациями, и изобразительными элементами. Такая зловещая, интеллектуально «артефактная» красота – информация, кроме всего прочего, к размышлению. Если, конечно, знаешь сюжет «Пикника…».
– Это шамотная керамика, – отзывается Ольга на просьбу рассказать о технике, в которой выполнены работы. – Сверху покрытая глазурями, ангобами, оксидами металлов. С помощью их замысловатого взаимодействия показано земное и неземное. Постапокалиптическое – считывается. Здесь уже что-то произошло: какая-то катастрофа, на месте которой начинает произрастать новая жизнь.
– На обломках былой цивилизации восстает новая?
– А неизвестно, что это за цивилизация. Скорее, она и наша, и не наша.
– И как можно было придумать столь изысканную штуку?
– Когда я работаю – просто наслаждаюсь композицией…
Проработает выставка по 15 сентября. Мне кажется, есть смысл познакомиться с ней не только рядовому зрителю, но и профессиональному художнику, до сей поры автором «Нефты» не выступавшему. Во всяком случае, тот же Олег Савостюк – отчасти в шутку, отчасти всерьез – признался: на «ART LIBITUMе» есть чему поучиться, пересмотрев собственное творчество.
Наша справка
Художественная галерея «Нефта» открылась в Воронеже в мае 2005 года. В течение прошедших лет она экспериментировала, развивалась, настойчиво заявляла о себе, умело добавляя в многоцветную палитру творческой жизни города неповторимые краски, без которых теперь сложно представить столицу Черноземья. Галерея ставит своей задачей познакомить ценителей искусства с творчеством как известных и всеми признанных российских художников, так и с интересными произведениями начинающих авторов.
Что касается ее «имени» – согласно легенде, первый родник, забивший из Земли после того, как отступили воды Всемирного потопа, был обнаружен внуком Ноя Костелом. Этот родник дал жизнь плодородному оазису Нефта, окруженному сегодня безжизненной пустыней.