Газета,
которая объединяет

Не Фенимор, но Купер

Знаменитый художник оказался еще и писателем
Рубрика: Культура№ 89 (1949) от
Автор: Сергей Попов

На днях в Книжном клубе «Петровский» состоялась встреча с художником Юрием Купером, знакомым воронежцам прежде всего по оформлению Воронежского академического театра драмы имени А. Кольцова. На сей раз Юрий Леонидович рассказал местной публике о своей творческой новинке – книге, получившей название «Сфумато»; написана она, изданная в 2015 году, в жанре романа.

Во власти памяти

За музыкальное сопровождение вечера отвечали Jazz Way Quartet, ведущим встречи стал друг Юрия Купера, художественный руководитель драмтеатра Владимир Петров. «Сфумато» – в переводе с итальянского «исчезающий, как дым» – центральный прием в живописи Юрия Купера, а теперь – и в автобиографичном литературном произведении. Это роман, составленный из осколков-фрагментов воспоминаний главного героя, складывающихся в увлекательную и невероятную картину. Впрочем, нужны ли эти описания, если можно спросить о книге самого автора?

– Юра – человек крайне разносторонний, – представил гостя Петров. – Чем он только не занимается! Он и столяр, и ювелир, и замечательный график. Я уже не говорю про керамику его работы… Пишет стихи, поет песни, создает драматургию. Юра очень жадный до жизни и до работы. Это человек с огромным количеством идей и с сильнейшим желанием их осуществить. В принципе, каждый человек, проживший жизнь, может написать книгу. Но Юра нашел хороший ход – превратил мемуары в художественное произведение. Любой автор, рассказывающий о своей жизни, как бы автоматически выносит приговор современникам. Навязывает свою точку зрения. Странно, но в этой книге ничего подобного нет.

По замечанию Владимира Петрова, «в книге есть только один прокол: когда автор не удержался и сказал о модернистах все, что думает».

– Не все, – отозвался на реплику Купер. – Редакторы мне сказали: «Не делай этого, иначе сам себя подставишь». Что же касается книги вообще… Вот меня, бывает, спрашивают: «Что вы хотели сказать такой-то картиной?» Это крайне глупо. Художник вообще ничего не собирается говорить. Кроме того, как он относится к живописи, каким вкусом обладает, как работает его мышление. Вот и с книгой – то же самое. О чем «Сфумато»? О памяти, наверное. О том, что память диктует нам, а не мы – памяти. Мы не можем ей давать техническое задание – что именно хотим вспомнить.

Герои сумасшедшего дома

Юрий Леонидович несколько раз отметил, что главное в искусстве – манера автора. И если, прочитав первые страницы какой-нибудь книги, он почувствует фальшивые ноты и раздражение от манеры повествования, то читать эту книгу перестает.

– Я спрашивал одного известного скрипача, сколько времени ему нужно для того, чтобы услышать, высокого класса музыкант или среднего? – делился герой вечера. – Может, надо прослушать целый концерт в его исполнении? Скрипач ответил, что потребуются считанные секунды. Даже если исполнителя не будет видно, и он станет играть гаммы в соседней комнате. Все будет ясно по манере звукоизвлечения… Мне кажется, такой подход применим к любому виду искусства – к той же живописи. Важно не то, что человек рисует, а то, как он касается холста.

В беседе с залом очень скоро «всплыла» тема любви. Юрий Леонидович сказал об этом буквально следующее: «Любовь» – очень общее понятие, люди постоянно им пользуются. Но если попросить объяснить их, что имеется в виду, вряд ли многие смогут это внятно обозначить».

Не обошла беседа вниманием и другую «вечную» тему – тему исторических эпох. Юрий Купер назвал время, в которое мы живем, «шлягерным». Это проявляется во всем. В театре, в частности, поголовно все режиссеры пытаются заменить автора пьесы. Неслучайно персонажей одевают в современные костюмы, а действие переносят, например, в сума­сшедший дом или больницу. Почему? Потому что ставится задача привлечь публику. А привлечь ее хорошей режиссерской работой и актерской игрой – не получается.

Развенчать мифы

Далее народ заговорил о плагиаторах: тех, кто «позаимствовал» приемы из творческого арсенала художника. Деликатному описанию этих «типов» тоже нашлось место в «Сфумато».

– В момент, когда такие вещи происходят, естественно, обуревает чувство негодования, несправедливости, – заметил Купер. – Но со временем это проходит. Меняется взгляд. Появляются претензии уже к себе. Себе говоришь: «Раз так легко тебя ободрать, значит, ты ничего сверхъестественного не сделал».

Герой вечера поделился планами на будущее.

– Сейчас я начал писать вторую книгу, – сообщил он. – Там не будет ни одного персонажа. Книга о мифах, которые существуют в истории искусств. Которые созданы искусствоведами и кураторами. Они говорят о хронологии, о направлениях, но почти никто и нигде не говорит об ученых. Понимаете, живопись – это наука. Наука о том, как видеть. Как смотреть на мир. И там есть свои ученые. Их немного. Но именно они демонстрировали новые углы зрения. Вот простой пример. Люди ездят по городам и смотрят всевозможные кремли и статуи свободы. Но не замечают вещей, которые не похожи на эти сооружения. Тех же водосточных труб, которые являются одной из основных особенностей многих городов...

Справка «Берега»

Юрий Леонидович Купер – советско-российско-американский художник. Жил и работал в Израиле, во Франции, в Нью-Йорке. Работы Купера хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Музее Метрополитен, в коллекциях Министерства культуры Франции, Библиотеки конгресса США и др. В 2012 году жители нашего города получили от него особый подарок – интерьер Зимнего театра. Год спустя прошли «Дни Купера в Воронеже», отмеченные выставкой и совместным концертом с Александром Маршалом, где Юрий Леонидович исполнил песни из собственного альбома «Ностальгия». Недавно Юрий Купер сделал проект храмового комплекса в честь святителя Митрофана. Правда, получит ли этот проект одобрение, пока не известно.

Есть мнение

«Эта книга – не совсем роман, может быть. Что-то среднее между «Это я, Эдичка» Лимонова и «Таинственной страстью» Аксенова, – пишет о произведении Купера Дмитрий Косырев (МИА «Россия сегодня»). – Открываешь, читаешь страничек этак семьдесят, и даже не думаешь, что это – первая книга (не считая одной поставленной в МХТ пьесы, кстати), что автор, вообще-то, до сего дня работал только кистью. Это писатель, и все. Причем писатель, пишущий в точности как Купер-живописец. Предельная тяжеловесная выпуклость прорисовки предметов (бытовых, вроде бы несущественных). И – мастерская работа с вот этим самым сфумато, в дымке времени вокруг предметов и людей».