Газета,
которая объединяет

Встреча с Барбосом

Воронежский прозаик издал «детскую литературу»
Рубрика: от
Автор:

Имя этого автора – гарантия качества текста. Любого; член Союза российских писателей, один из лучших воронежских журналистов Александр Ягодкин каждой своей публикацией (в числе которых – несколько прозаических книг) подтверждает статус профессионала с большой буквы. Я столь громкого заявления не боюсь: и самый придирчивый критик не найдет в сочинениях Ягодкина того, что называют халтурой, письмом «левой пяткой» или, того хуже, безграмотной «портянкой».

Нереальная доброта

Тот же тщательный подход к делу – творчеству – продемонстрировал писатель очередной своей книгой: на сей раз – детской. Она адресована малышам, что не помешало автору выбрать приключенческий жанр. В этом тоже – весь Ягодкин: ему важен Человек – с ним он и разговаривает. О нем же самом. А уж сколько Человеку лет – дело пятое…

«Тут Барбос догадался, что его хотят подарить какой-то девочке вместо куклы. И ему стало жаль ее. Разве приятно получить в подарок красивую коробку, перевязанную голубой лентой, открыть ее и увидеть вместо новенькой куклы старую потертую собаку?..»

Книга-рассказчик, книга-друг, книга-учитель, книга-воспитатель… Пожалуй, перечень определений можно длить, но такой задачи у меня нет. Главное – маленькому читателю предложено интересное, во всех смыслах, чтение. Чем же оно интересно?

«Приключения Барбоса»: название, которое ни оригинальным, ни интригующим не назовешь. Но при всем том оно властно «зовет» заглянуть за обложку: о каких-таких приключениях пойдет речь?

Я предполагала, что, прочитав страниц несколько, отвечу на этот детский вопрос без труда. Но – не тут-то было; «проглотила» всю «барбосину» залпом, нижайшее спасибо автору. Реальность ведь наша – все жесточе и холодней, едва ли не с каждым днем. А он – про доброту и душевную теплоту пишет! Да так, что глаза увлажняются…

Вера, надежда, любовь

Сюжет – очень жизненный, на мой взгляд. Маленький хозяин забыл любимую игрушку во дворе – и пошла она «по рукам». Дело случая: то другому мальчику плюшевый Барбос доставался, то девочке. А потом и вовсе в прорубь угодил. И покоился там до тех пор, пока по весне рыбаки со своими вездесущими крючками не пришли. Трагические минуты псина пережила…

«Со временем его затянуло в ил с головой. Остались торчать только край уха и часть передней лапы. И больше Барбос уже ничего не видел. Да и на что было смотреть?..»

Концовка – оптимистичная: потерянная игрушка вернулась к владельцу, растроганному такой щедростью Фортуны. Читатель тоже ликует: он ведь уже воспринял «ненастоящую» собаку, как живое существо! Абсолютно одушевленного персонажа с большой и трудной судьбой. Причем ничего искусственного в этом направлении автор, далекий от морализаторства, не предпринял: он то и дело напоминает ненароком, что его герой – игрушка. Но нам уже как-то без разницы – плюшевая она или во плоти; милосердие – штука своевольная и, к счастью, неистребимая. Как и великая сила искусства, это самое милосердие к жизни вызвавшая…

Последние слова повести можно расценивать, как диагноз-прогноз нашему небеспроблемному существованию – «все будет хорошо». И ведь веришь! Сам тон повествования заставляет…

Отмечу и оформление книги (рисунки Татьяны Шабановой): она именно для ребенка сделана. С любовью к нему, с пониманием эстетических потребностей. Текста – немного, в сравнении с иллюстрациями: крупными, сочными и одновременно очень простыми. Они – стилистически – напоминают те, что некогда украшали советские издания; не знаю, кто как, а я, возвращаясь мысленно в «застойное» время, больше всего по книжкам своего детства скучаю. Так что надпись на подаренном автором экземпляре – «на память о детстве» – тоже «в яблочко» выстрелила: в этой золотой поре я и побывала – благодаря Барбосу Александра Ягодкина.