Газета,
которая объединяет

Движение без остановки

Руководитель городского управления транспорта – о переменах и решении текущих проблем в сфере пассажирских перевозок
Рубрика: Социум№ 98 (1958) от
Автор: Сергей Попов

Этой весной власти Воронежа заключили новые контракты с частными предприятиями, работающими на рынке пассажирских перевозок. Фирмы обязали обновить подвижной состав и соблюсти ряд других важных требований. Не все коммерсанты смогли работать в предложенных условиях: многие организации были вынуждены с рынка уйти. Остались самые крупные компании. С большим автопарком и широкими возможностями. Все для того, чтобы в сфере стало больше порядка: ответственность-то у перевозчиков теперь намного выше.

О том, что сделано за полгода работы в «новом режиме», и какие изменения на рынке могут произойти дальше, «Берег» поговорил с руководителем управления транспорта Владимиром Анисимовым.

«Шансону» – красный свет

– Владимир Александрович, в новых контрактах с предприятиями общественного транспорта предусмотрена «культура обслуживания»: документально закреплено то, что водители обязаны вежливо общаться с пассажирами, не курить и не включать громко музыку. В реальности же эти правила нарушаются. Кто следит за исполнением подобных норм, и как наказываются нарушители?

– Действительно, такие положения в договорах есть. Хотя главное требование этих договоров – обновление подвижного состава. У нас очень четко прописан ежегодный процент обновления по всем типам автобусов. Кроме того, предусмотрены жесткие штрафные санкции за самовольное изменение маршрута. Отдельно оговорено санитарное состояние машин, внешний вид водителей. Форму одежды мы строго не регламентировали, но перевозчики ни в коем случае не должны допускать до работы водителей в шортах, в шлепках, в тельняшках. Когда работаешь с людьми – надо иметь опрятный вид. За исполнением всех этих требований следит линейный отдел. Наши сотрудники уже давно не прячутся от перевозчиков, осуществляя все проверки «в открытую». Протоколы за курение, к сожалению, мы не имеем права выписывать. Этим занимаются сотрудники полиции и Роспотребнадзора. Но мы передаем туда информацию.

– Неужели в рамках ваших полномочий нет серьезных инструментов воздействия на водителей?

– Есть. Мы ведем базу, куда заносятся все водители. Там-то и отображены их «заслуги». В том числе – по данным из ГИБДД. И потом человек может испытывать большие трудности при приеме на работу. Большая часть перевозчиков «проблемные» кадры не берет в штат. И многие водители, совершив за несколько лет какое-то количество несовместимых с профессией «подвигов», вынуждены искать работу в другой сфере. Пассажирские перевозки – это ведь не просто управление транспортом, там есть своя специ­фика. Это – эмоции, люди, настроение. Причем существует закон, о котором нам говорили многие психологи: если водитель вышел на работу с плохим настроением, то к нему обязательно попадет недовольный пассажир. Подобное притягивает подобное. Текучка в отрасли немалая. За год меняется порядка 20 процентов водителей. Учитывая, что всего их у нас работает около 4 тыс., то количество выходит серьезное. Большую работу проводим совместно с общественниками: они тоже передают нам данные. Результаты есть: в частности, поток жалоб на то же курение уменьшился в разы. Практически исчезли жалобы по «шансону» в салонах автобусов. К сожалению, пока еще остаются претензии к внешнему виду водителей и к санитарному состоянию автобусов.

Водители против буквы

– Существует ли максимально допустимый интервал движения автобуса на городском маршруте?

– Термин «допустимый интервал» действительно существует, но нормативно он не закреплен. Интервал высчитывается исходя из пассажиропотока на том или ином направлении. Также учитывается тип подвижного состава. Средний интервал движения сейчас составляет 7-8 минут. Этот показатель оптимальный: он и удобен для населения, и экономически обоснован для перевозчика.

– А на каждом конкретном маршруте кто его утверждает? автотранспортная компания или ваше ведомство?

– Мы. На каждый маршрут мы составляем расписание. В центральной части города на остановках установлены информационные табло. Там можно увидеть информацию о ближайших автобусах – данные обновляются в режиме реального времени. Весь пассажирский транспорт оснащен системой ГЛОНАСС, поэтому за каждым автобусом мы следим. У нас есть сайт, там можно скачать специальное приложение в смартфон и наблюдать за движением автобусов в онлайн-режиме.

– А как быть с тем, что иногда установленную схему движения нарушают сами перевозчики? Скажем, маршрут №14в работает по линии «Машмет – Отрожка», хотя по документам он должен ходить от 8-й больницы до Сомово. Или маршрут №49а, водители которого постоянно заклеивают на трафаретах буковку «а» и везут народ до Машмета, а не до той же 8-й больницы, как положено.

– По каждому пункту – конкретно. №14в на конкурсе был передан нашему муниципальному предприятию – «Воронежпассажиртранс». Мы принципиально решили заменить на нем подвижной состав, поставив туда автобусы большой вместимости. И почти полностью поменяли – осталось всего несколько «Пазиков», которые со временем тоже уберем. И мы отказались от идеи продления маршрута в обе стороны только из соображений безопасности. Там дороги в не очень хорошем состоянии, они узкие. Тем более, для больших автобусов. Площадка у 8-й больницы должна быть дополнительно оборудована, чтобы автобусы большой вместимости там разворачивались без проблем. В ближайшее время мы это сделаем и все-таки продлим маршрут до 8-й больницы. Что же до №49а – там дело в чисто человеческом факторе. Водители почему-то уверены, что буква «а» на трафарете негативно скажется на пассажиропотоке. В №49, мол, садятся охотнее, чем в №49а. А маршруты почти полностью дублируют друг друга – разница только во второй конечной. Водителей, учиняющих такое самоуправство, мы знаем поименно. Перевозчик уже предупрежден, будут приняты меры.

– А №14в в Сомово все-таки продлят?

– Смотрите, какая ситуация. Мы в тестовом режиме продляли туда 11-й маршрут. Из-за постоянно поступающих жалоб – мол, 90-й с нагрузкой не справляется, постоянно идет переполненным. Складывалось впечатление, что из-за новой застройки там существенно возрос пассажиропоток.

Что же мы выяснили в итоге? Количество пассажиров осталось тем же, просто они перераспределились по двум маршрутам. И мы приняли решение оставить там только 90-й. У него интервал движения – 7 минут, что для большого автобуса является очень хорошим показателем. И перегруженным оттуда он не уходил никогда. Если завтра поймем, что смысл в дополнительной технике все же есть – мы всегда готовы и снова продлить 11-й, и запустить №14в.

На дальней станции

– Не могу не спросить о другом удаленном районе – Шилово…

– Тут ситуация еще интереснее. Мы ее держим под контролем последние года 3-4. Один из сотрудников линейного отдела там дежурил буквально каждое утро. В Шилово работает три маршрута – №113, №113кт, №113кш. По маршрутам ездит 45 автобусов, с интервалом движения 8-10 минут. А три года назад интервал был 25 минут. И на маршрутах было 24 автобуса. То есть, в современной ситуации никакой проблемы мы не видим. Весной даже ставили на «шиловские» маршруты автобусы большой вместимости – они показали свою неэффективность. Летом собирались открывать дополнительный маршрут. Провели опрос среди местных жителей: куда должен ходить новый автобус? И данные разделились на совершенно равные части между разными районами: кому-то надо было на Машмет, кому-то – в Отрожку, кому-то – в Северный. То есть нужно, получается, открывать пять машрутов. Если их и сделать пять – каждый автобус станет возить по десять человек. Экономика у перевозчика будет никакая, и он будет не в состоянии работать. Поэтому после того опроса мы просто добавили машин на уже существующие маршрутки. Да, кому-то придется ездить с пересадками, но иначе не бывает. Довезти каждого до подъезда городской транспорт не в состоянии. Да и задачи такой не ставится.

– Давайте поговорим о тех маршрутах, которые в новой схеме указаны, а в реальности их не существует. В частности, №1 «ВГУ – Подгорное» и №121 «Студгородок ВПИ – Ж\д Вокзал». Почему они не обслуживаются? Ведь договоры с перевозчиками на них заключены.

– Новая схема предусматривала введение порядка 20-ти новых маршрутов. Сегодня почти все они начали работу. Кроме, действительно, «единички» и №121. На «единице» мы пока не стали настаивать потому, что одновременно с ним был разыгран маршрут №49м, который также связывает Подгорное с центром города. И №49м так хорошо заработал, что жалобы от жителей микрорайона Подгорное вообще пропали. То есть, социальная напряженность снялась. Кроме того, получается, что мы не загрузили дополнительно Плехановскую и Московский проспект (автобус №1 должен был ходить именно по этим улицам), а добавили транспорта (в виде автобусов №49м) на улицу 45-й Стрелковой дивизии, которая в этом нуждалась. Поэтому насчет «единицы» мы пока думаем – может, стоит запустить ее по каким-то альтернативным улицам? Скорее всего, к новому году маршрут заработает, но каким именно он будет – пока не решено.

Что касается №121, то здесь ситуация следующая. Перевозчик, выигравший конкурс на обслуживание, попросил нас оставить у 121-го старую, исторически действовавшую схему движения. Ведь этот маршрут много лет ходил от Машмета, а не от вокзала. Мы против не были. Но тут выяснилось, что на столь длинную дистанцию у фирмы недостаточно машин. А если запустить на такой 121-й восемь автобусов – получатся огромные интервалы, и этот маршрут просто никто не будет ждать. Поэтому мы, опять же, дали время фирме на то, чтобы она привлекла дополнительную технику. Думаю, это тоже случится где-то к новому году.

Дело в больших автобусах

– До конца года на баланс муниципального предприятия «Воронежпассажиртранс» должна поступить партия новых автобусов большой вместимости. Расскажите, что это за автобусы, и на каких условиях они будут приобретены.

– Мы надеемся, что это будут либо МАЗы, либо ЛиаЗы. Сейчас как раз проходит конкурс. Цена контракта – порядка 305 млн руб., эта сумма рассчитана на 35 автобусов. Они должны работать на газомоторном топливе. Техника будет абсолютно современная, соответствующая высоким экологическим стандартам, низкопольная. Машины приобретаем по федеральной государственной программе. Федерация и область выделили нам по 30 процентов от заявленной суммы. Так что сделка профинансирована за счет бюджетов трех уровней. Поставку ожидаем 7 декабря. Пока «Воронежпассажиртранс» решает вопрос с тем, куда именно будут направлены новые автобусы. Возможно, на 79-й маршрут. Сейчас там работают несколько машин, но перевозчик, скажем так, не делает ставку на этот маршрут. Так что это – вариант запасной; автобусы понадобятся «Воронежпассажиртрансу» как гарантирующему перевозчику. Весной мэр Александр Гусев поставил задачу организовать работу такого перевозчика – фирмы, которая сможет заменить частные предприятия, не выполнившие условия контракта по обновлению подвижного состава. Маршруты у таких фирм будут отбираться. И до того, как их по конкурсу передадут новому владельцу, на линиях будет работать техника гарантирующего перевозчика. Сейчас у «Воронежпассажиртранса» самая большая проблема – набор водителей. На 35 автобусов фактически нужно 100 человек. Причем их же надо не просто взять на работу, но и обучить. Именно этим сейчас наше предприятие и занимается.

– Вы сказали про «конфискацию» маршрутов. Это что, реальные перспективы?

– Абсолютно. На сегодняшний день ни одно из предприятий не выполняет план по обновлению автобусов большой вместимости. Пока говорить о результатах, конечно, рано. Первые итоги будем подводить следующей весной. В принципе, мы не испытываем большого желания разрывать договоры с перевозчиками. Поэтому всех настоятельно просим соблюдать условия контрактов. Но если на наши просьбы не отреагируют – тогда примем меры.

– Но ведь может получиться и так, что новых 35 машин не хватит на столько «обезглавленных» маршрутов, которые в один прекрасный день могут перейти к «Воронежпассажиртрансу».

– Понимаете, у перевозчиков, которые обслуживают маршруты с автобусами большой вместимости, не вся техника в непотребном состоянии. Более 60 процентов автобусов там нормальные. И этот транспорт мы не станем «вытеснять» с рынка. Если случится так, что один из таких маршрутов достанется «Воронежпассажиртрансу», – будем готовы взять в аренду стороннюю технику хорошего качества.

– Год назад озвучивались планы по замене автобусов малой вместимости в центре на большие автобусы или хотя бы «Пазики». Почему этого не произошло?

– Нельзя говорить, что не произошло. У нас в городе осталось крайне мало древних «Газелей»: в основном, центральные направления обслуживаются «Мерседесами», «Фордами» и «Газелями Некст». Вместимость этих автобусов намного больше, чем старых «Газелей», которыми город был заполнен раньше. Так что процесс идет. Но, конечно, не теми темпами, которыми хотелось бы. Причина банальна – во всем виновата экономическая ситуация. Те расчеты, которые перевозчики производили осенью прошлого года, уже зимой стали неактуальны – все существенно подорожало. Сравните сами: в октябре 2014-го автобус «ПАЗ» стоил в районе 1 млн 200 тыс. Уже весной он подорожал до 2 млн 300 тыс. Так что планы рухнули буквально за три месяца. Меньше прочих подорожали автобусы малой вместимости. При проведении конкурса мы не ставили цели полностью исключить «маленькие» автобусы из центра. Мы хотели сократить их количество. И добились своего: год назад их было порядка 980 единиц, сейчас осталось чуть меньше 600. Тем не менее, мы не отказываемся от планов запуска новых маршрутов на больших автобусах через центр города. Хотелось бы пустить такой маршрут с Машмета в Северный район – это здорово улучшило бы ситуацию в центре. Потому что пока данное направление обслуживается только «Фордами», «Пежо» и «Ситроенами».