Газета,
которая объединяет

Благодарен прошлому

Сергей Маврин рассказал о том, почему больше не пишет стихи
Рубрика: от
Автор:

Визиты в другие города у долгожителя «тяжелой» сцены редко получаются долгими: приезд – настройка аппаратуры – выступление – и уже следующий «пункт назначения». Примерно так сложилось и в этот раз, когда группа «Маврин» презентовала в Воронеже новый альбом «Неотвратимое».

Честность и искренность

Но именно в промежутке между приездом, настройкой аппаратуры и концертом гитарист-виртуоз Сергей Маврин рассказал в эксклюзивном интервью «Берегу» о переменах в своей жизни и творчестве времен его участия в группе «Ария».

– Сергей, ностальгируете по временам «Арии»?

– Я очень благодарен своему прошлому. Раньше я очень сильно скучал по нему, но… Вернуться в те времена мне не хочется, да и не нужно это, наверное. Сейчас с коллегами остались теплые отношения. И нам есть что вспомнить! Это здорово, я это очень ценю.

– С тех пор, действительно, прошло очень много лет. Ваша жизнь, кажется, кардинально поменялась. Например, говорят, что вы стали вегетарианцем и отказались от спиртного…

– Года четыре назад я и вправду стал вегетарианцем. Шел к этому очень долго. Долго изучал тему, в какой-то момент начал все чаще задумываться о том, почему мы убиваем животных для того, чтобы выжить самим. Последней каплей стал фильм «Земляне» – посмотрев его, я убедился: мои робкие догадки – верны. И вмиг отказался от мяса, перестал носить одежду из меха и кожи. Сделал небольшое открытие: человек рождается вегетарианцем, это ему уже потом навязывают «убойную» пищу. Я считаю, употребление мяса – одно из самых глобальных заблуждений человечества.

А от алкоголя я не отказывался. Да, крепкий алкоголь уже не пью, но люблю вино – в умеренных количествах. Ведь я вегетарианцем стал не для того, чтобы фигурку поправить. А чтобы никого не убивать. Поэтому такие маленькие радости, как кофе и сигареты, в моей жизни присутствуют.

– Вы – удивительный человек. Всегда, например, поражало – как вы, не получив музыкального образования и не зная нот, стали виртуозным музыкантом. Может, для этого вовсе не нужна грамота? А нужен талант, дар Божий или еще что-то?

– В свое время не удалось получить музыкальное образование из-за бюрократических препон, которыми изобиловала наша жизнь. В 80-е, чтобы получить образование, нужно было работать по специальности. А чтобы работать по специальности – нужно было получить образование. Замкнутый круг. А учиться я очень хотел. И сейчас не призываю отказываться от образования; если есть возможность – надо учиться. Но при этом помнить: писать музыку не научат нигде. Это какой-то внутренний процесс. Мне иногда кажется, что музыканты транслируют людям что-то из иных миров… А насчет качеств – думаю, нужны смелость, настойчивость, поскольку сейчас на этом поприще тесновато, путь исполнителя будет тернист. И, конечно, честность и искренность…

– А какие качества в людях вы не принимаете?

– Приходится принимать то, что есть. Ведь все люди разные. Банально не люблю ложь. Но ведь и абсолютной искренности нет. С годами все больше отношусь критически к себе, все больше убеждаюсь, что начинать нужно с себя, а не искать недостатки в людях.

Не все песни спеты

– Новый альбом группы «Маврин» записан с помощью краудфа?ндинга. Сейчас многие исполнители так поступают. Как относитесь к этому методу?

– Сначала не принимал категорически. Мне казалось, что это чистой воды попрошайничество. Чего я очень не люблю. Но коллеги настоятельно советовали воспользоваться краудфандингом. Начал изучать тему – и понял, что это – своего рода игра, когда твои слушатели становятся акционерами. А ты должен им в ответ что-то предложить… Мы подошли к процессу творчески и предложили нашим «акционерам» спеть хором – для альбома. Эти люди – непрофессионалы, с разными тембрами голосов. Но получилось так хорошо, как никогда! И краудфандинг оправдал себя – мы для записи альбома пользовались четырьмя студиями, дополнительно привлекли некоторых специалистов.

– А вам поклонники подарки дарят?

– Конечно, дарят. И очень много. Почему-то это всегда рисунки, цветы и… плюшевые игрушки. Почти всегда – рыжие. Сам не понимаю, почему: вроде бы мы – металлисты, а на сцене всегда мягкие игрушки и букеты…

– Ваш новый альбом называется «Неотвратимое» – по названию песни. Композиция, по сути, представляет собой исполнение одноименного стихотворения Шарля Бодлера. Почему обратились к декадентству?

– Это заглавная композиция альбома. Юрий Алексеев, один из основателей группы «Черный Обелиск» и, кстати, поклонник творчества Бодлера, показал нам эту песню – она в «Обелиске» осталась как-то «за бортом». Как только я ее услышал – понял, что именно она будет главной в альбоме.

– Все ваши альбомы были концептуальными, объединенные одной темой или идеей. А этот альбом концептуален?

– Наверное, я впервые не придумывал никакой концепции. Хотел, чтобы альбом был просто сборником хорошего звучания и хороших текстов. В отношении музыки он, конечно, вышел концептуальным, а в плане стихов – нет. Здесь собраны тексты с самой разной тематикой и идейными посылами. Сам я, кстати, до сих пор не пишу песен. Начиная с альбома «Противостояние» (2012 год), решил взять перерыв, поскольку в один момент почувствовал, что мне уже нечего сказать. Все, что хотел – уже сказал.

Лирикой в группе сейчас занимается поэтесса Анна Балашова. Это человек, близкий мне по духу и понимающий меня с полуслова.

– Валерий Кипелов отказался исполнять песню «Антихрист» по той причине, что ее многие понимают неправильно. А у вас есть такие композиции, которые вы отказываетесь исполнять?

– Нет. Наоборот, я очень жалею, что многое не могу исполнить. За 17 лет существования группы «Маврин» накопилось огромное количество материала, который так и не вышел в свет. А хочется его показать людям. Только если бы мы играли все, что хотим – получился бы 12-часовой концерт, как минимум.

– А, по вашим ощущениям, публика всегда правильно понимает ваше творчество?

– Наверное, да. Я изначально рассчитывал на умных, думающих слушателей. Скорее всего, я их получил.

справка «берега»

Сергей Константинович Маврин – советский и российский музыкант, гитарист-виртуоз, автор песен и инструментальных композиций. В разные годы работал с группами «Черный кофе», «Метал­лаккорд», «Ария» и «Кипелов». В 1996 году участвовал в проекте Дмитрия Маликова. Основатель и лидер группы «Маврин», играющей в жанре хеви-метал. Сергей Маврин изобрел свое­образную технику игры на гитаре, прозванную в кругах поклоников «маврингом»; сам Сергей называет ее «тачстайл» (touch-style).