Газета,
которая объединяет

Первый прошел

Воронежский «МАРШАК» объединил зрителей всех возрастов
Рубрика: Культура№ 106 (1966) от
Автор: Анна Жидких

Детский театральный фестиваль «МАРШАК», завершившийся в Воронеже на днях, доказал, что первый блин необязательно получается комом. Успех форума очевиден каждому из тех, кому посчастливилось побывать на фестивальных спектаклях и мастер-классах. А посчастливилось – многим: в активе «МАРШАКа» – порядка 18 000 зрителей.

Читайте и играйте

Отличная находка – Дежурный по фестивалю, в роли которого выступил заслуженный артист России Камиль Тукаев. Он присутствовал на всех спектаклях, лично поздравлял актеров и режиссеров, провел с коллегами МАРШАКцию у памятника писателю, которая обещает стать традиционной. А также вел церемонии открытия и закрытия фестиваля; первую украсила прелестная «Русалочка» Екатеринбургского ТЮЗа, вторая «показала» спектакль «Леля и Минька» Российского академического молодежного театра (РАМТ).

Право закрыть форум предоставили главе Воронежа Александру Гусеву. Помимо мэра, со сцены говорила с воронежцами режиссер «Лели и Миньки» Рузанна Мовсесян, поздравившая город с успешным опытом проведения детского театрального фестиваля: «Столько разного и интересного мы увидели! Желаю, чтобы и в будущем году вы привезли лучшие постановки страны и мира!»

Прозвучало и послание зрителям и гостям форума Александра Маршака – внука Самуила Яковлевича. «Только плохое самочувствие не позволило мне присоединиться к этому замечательному празднику, но душой и мыслями я все дни фестиваля был рядом с вами, – заверил Александр Иммануэлевич. – Буду надеяться, что через год вы с новыми постановками опять посетите родной город Маршака и мы встретимся… Читайте, играйте Маршака!»

Итальянцы в России

Теплейшие отзывы о «МАРШАКе» оставили зрители – достаточно открыть Фейсбук, чтобы убедиться в этом. А президент Российского центра Международной ассоциации театров для детей и молодежи (ASSITEJ) Адольф Шапиро поделился с прессой наблюдением: «Хороших театров всегда и везде меньше, чем плохих. На мой взгляд, в Воронеже собрано именно это меньшинство...»

На мой – тоже. Единственным разочарованием – относительным, но все же – стал спектакль «Пиноккио», поставленный по мотивам повести Карло Коллоди Екатеринбургским театром кукол и Zaches Teatro (Италия) Луана Граменья. Коллективы – именитые: екатеринбургский театр, основанный в 1932 году – один из лучших кукольных в России. С 2002 года именно он проводит международный фестиваль театров кукол «Петрушка Великий». А кукольники флорентийского Театра Цахес (Zaches Teatro) в шутку называют себя «театром в чемодане», имея в виду мобильность труппы и компактность спектаклей – тоже качества почитаемые. Совместная же работа итальянцев и россиян получилась, по меньшей мере, странной. Многообещающее начало – замершая кукла на сцене, не поменявшая позы на протяжении как минимум получаса, в течение которого зрители рассаживались по местам, оказалась... «живой» актрисой! В отечественной интерпретации сказки она играла бы Мальвину, но у создателей спектакля – свои персонажи. И хотя непосредственно перед показом с детишками из зала провели небольшой интерактив – напомнили, чем итальянский Пиноккио, которому более 130 лет, отличается от русского Буратино, в тени которого благополучно пребывает (и, уверена, пребывать будет) – живости просмотру это не добавило. На мой взгляд, спектакль грешит несоответствием внешнего и внутреннего: «история о приключениях деревянного мальчика, который преодолевает множество препятствий и соблазнов на пути к своей человечности» (цитирую анонс), рассказана с помощью красивых, эффектных даже художественных средств, но – о чем она? На сцене – содержательный, скажем так, сумбур: прекрасные куклы, маски, выполненные вручную в лучших традициях итальянского площадного театра, «работают» на примитивный смысл каждой отдельной сцены, которой как бы чужд контекст. Получилось нечто винегретное, хотя – не без изыска (чего стоит один пиджак главного героя, для создания которого художники искали образцы обоев XIX века и переводили их узор на ткань): глазу приятно, а на вкус – на любителя...

От чистого сердца

Совсем иное впечатление произвел лауреат «Золотой маски» в трех номинациях («Лучший режиссер», «Лучший художник», «Лучший актер»), спектакль «Когда я снова стану маленьким» Большого драматического театр им.Г.А.Товстоногова (Санкт-Петербург), созданный по произведениям гениального Януша Корчака гениальным (не побоюсь) режиссером Евгением Ибрагимовым и сыгранный (не побоюсь еще раз) гениальным актером Тарасом Бибичем. Как сказал Камиль Тукаев – такие спектакли получаются, когда есть три совпадения: товстоноговский БДТ, великий Корчак и режиссер Ибрагимов. При том, что еще и Бибич имеется...

Воспоминания из детства: о первой любви, о детской правде во взрослом мире. «Эта история, – обещал сайт фестиваля, – будет интересна не только детям, но и их родителям, бабушкам и дедушкам, которым хочется вновь, пусть ненадолго, почувствовать себя маленькими. Спектакль вдохновлен жизнью и творчеством выдающегося польского педагога и общественного деятеля Януша Корчака. Он погиб в годы Второй мировой войны в газовой камере вместе с приговоренными еврейскими детьми – погиб добровольно, поскольку отказался оставить своих воспитанников. Но эта работа – не о трагическом финале Януша Корчака; напротив, постановка очень жизнеутверждающая, наполнена светом и надеждой».

Да, все так: от чистого сердца простыми словами – это наш случай. В спектакле создана та атмосфера, которую чувствуешь кожей и с которой не хочется, не хочется, не хочется (!!!) расставаться. Настоящий, а не приукрашенный детский мир с его открытиями, надеждами и трагедиями – вот главный магнит спектакля, камерного в лучшем понимании этого определения.

«Сегодня мы перестали обращаться к наивному театру, а для меня Корчак – это именно наивный театр. Поданный с той детскостью, искренностью, чтобы три поколения зрителей – дети, мамы с папами и бабушки с дедушками – могли найти в нем что-то свое», – поясняет Евгений Ибрагимов.

От всех поколений и от себя лично – самое громкое «браво»!

Будем знакомы

Евгений Ибрагимов – режиссер театра кукол, многократный лауреат премии «Золотая маска» и других наград. С 1998 по 2006 год был главным режиссером Хакасского национального театра кукол «Сказка», в разные годы возглавлял «Нуку-театр» в Таллинне, Малый театр города Ческе-Будеевице в Чехии. Работает с российскими и зарубежными театрами в качестве приглашенного режиссера.