Газета,
которая объединяет

Путеразвод

Что обсуждали в Воронеже правозащитники автомобилистов
Рубрика: Социум№ 111 (1394) от
Автор: Александр Нечаев

В наш город приезжали представители одной из самых известных автомобильных правозащитных организаций в стране: Комитета по защите прав автомобилистов (КЗПА) – межрегионального общественного движения. Они провели отчетно-выборное собрание, а также обменялись опытом отстаивания прав автомобилистов при их контактах с ГИБДД, налоговой, банками, страховыми компаниями, судами и органами власти.

Это общественное движение создано 6 лет назад в Екатеринбурге. Будущие участники КПЗА познакомились в интернете, на различных правозащитных форумах и в дальнейшем решили перейти на более высокий организационный уровень.

Для рядового водителя подобные конференции интересны прежде всего тем, что там поднимаются актуальные проблемы дорожного движения и озвучивается масса полезной информации, которая может пригодиться для отстаивания своих прав. Корреспондент «Берега» выбрал несколько самых интересных тем.

Фотографы-виртуозы

На встрече было рассказано о последних трендах в мире гаишных «подстав» и «разводов». Акцент сделан на двух ситуациях, в которых водителю инкриминируются нарушения, влекущие за собой лишение водительского удостоверения.

Первый случай – «встречка». Он используется на двухполосных трассах на перекрестках, где к главной дороге примыкают второстепенные. Запрещающих знаков нет, разметка прерывистая, видимость отличная. Правила, как известно, при движении по главной дороге в такой ситуации обгон не запрещают. Так на основании чего же водителей пытаются лишить прав?

По ГОСТу за 20-40 метров до перекрестка прерывистая линия разметки должна смениться сплошной. Она никак не запрещает обгон, если водитель начал маневр, когда разметка была еще прерывистой. Но недобросовестные инспектора хитроумно решают эту «проблему»: они так устанавливают прибор видеофиксации, что в кадр попадает только небольшой участок «сплошной». Водитель, начав обгон с прерывистой линии разметки, оказывается на встречной полосе как раз около сплошной. В этот самый момент его и фотографируют. Чуть поодаль стоит экипаж ДПС, который останавливает водителя и демонстрирует ему его «деяние». Дело отправляется в суд, где судья выносит решение о лишении прав, потому что, во-первых, у него, как обычно, нет оснований не доверять сотрудникам ГИБДД, а во-вторых, есть фотография, на которой автомобиль обвиняемого находится на встречной полосе.

По словам председателя воронежского отделения КЗПА Николая Киселева, этот механизм в Воронеже применяется. Киселеву уже два раза пришлось защищать водителей, лишенных прав по такой схеме. Доказать невиновность в этой ситуации сложно, но реально. Нужно как можно подробнее заснять место «нарушения» и продемонстрировать запись в суде с пояснениями. В делах, в которых участвовал Киселев, в обоих случаях районный суд права возвратил. Кстати, если в ситуации, описанной выше, водитель пересек сплошную, ПДД он все же нарушил, но лишать его за это прав незаконно. Это деяние подпадает под статью о «невыполнении требований, предписанных дорожной разметкой» и карается штрафом в 300 руб. Но недобросовестным инспекторам такая «кара» не очень интересна.

Другая схема связана с лишением прав за нетрезвость и базируется на том, что жидкости для стеклоомывателя содержат большой процент спирта. «Мудрые» инспектора обильно пользуются омывателем, напуская в салон служебного авто спиртовые пары. После чего водителя приглашают в машину ДПС, где инспектор минут 10-15 разговаривает с ним «за жизнь» и – предлагает «подышать». Прибор, естественно, показывает алкоголь в выдыхаемом воздухе. Доля, конечно, мизерная, но по сегодняшним законам любой процент уже считается криминалом (опьянением). При медицинском освидетельствовании результат, конечно, уже не подтвердится, но показания гаишного алкотестера – хороший способ припугнуть водителя и потребовать с него «мзду». О подобной практике в Воронеже пока не слышно, но опыт показывает, что сотрудники ГИБДД разных регионов тоже обмениваются «опытом».

На трезвую голову

КЗПА очень активно выступает против отмены так называемого закона о «0,3 промилле» и борется за его возвращение. Сегодня пьяным может быть признан водитель, у которого в выдыхаемом воздухе обнаружен любой, отличный от нуля, уровень алкоголя (хотя бы и 0,01), что открывает простор для злоупотреблений типа того, что был описан выше, и банальных ошибок. Участники КЗПА далеко зашли в этом вопросе и помимо традиционных аргументов о кефире, квасе и некоторых заболеваниях, которые могут давать малый процент алкоголя, вышли на заводы-изготовители алкотестеров и попросили детально разъяснить пределы погрешности приборов. В зависимости от температуры, влажности, условий эксплуатации и других параметров (например, наличия дыма сигареты) алкотестер может ошибаться вплоть до 0,29 мГ/л! Эта доказательная база уже помогла петербургскому отделению КЗПА выиграть несколько судебных процессов, где водителей хотели лишить прав за 0,05 мГ/л алкоголя в выдыхаемом воздухе.

– Мы исследовали официальную статистику аварийности, – говорит Николай Киселев. – Закон о «0,3 промилле», действовавший у нас около 2 лет, не привел к увеличению количества ДТП, совершенных пьяными водителями. Показатели снижались и во время действия закона, продолжают снижаться и после его отмены.

К слову, на конференции обсуждалась информация о том, что в некоторых регионах здравый смысл все-таки возобладал и врачи с представителями ГИБДД на негласных совещаниях установили свой процент, ниже которого они водителей нетрезвыми не считают. Но, во-первых, эта договоренность негласная, а значит, не спасет от произвола конкретного инспектора в случае чего, а во-вторых, эта практика есть не в каждом регионе.

На износ

Сразу несколько докладов на конференции было посвящено вопросу взыскания износа при компенсации ущерба от ДТП. Судя по озвученной информации, в субъектах РФ сложилась различная судебная практика.

В ряде регионов суды придерживаются мнения Верховного суда РФ: возмещение ущерба с учетом износа полностью соответствует требованиям законодательства РФ, поскольку позволяет потерпевшему восстановить свое имущество и исключить неосновательное обогащение с его стороны.

В других же субъектах сумму износа пытаются взыскать с виновника ДТП, застраховавшего свою ответственность, даже если при этом лимит страхования не выбран.

Воронеж в большей мере относится к первой категории. Недавно водитель пострадавшей в ДТП старенькой «Тойоты» рыночной стоимостью 150 тыс. руб. пытался взыскать с виновника аварии стоимость восстановительного ремонта в сумме 300 тыс. руб.! Суд счел это требование чрезмерным и ограничился лишь суммой доаварийной стоимости автомобиля.

Наша справка

Представительства КЗПА есть в 7 городах России, в том числе и в Воронеже (наше отделение основано в 2008 году). Участников в организации немного, всего 75 человек (воронежцев – 6), но каждый из них уже сумел что-то сделать на ниве правозащиты. Среди членов КЗПА не много юристов по образованию, но все они благодаря кропотливой работе хорошо подкованы в вопросах автоправа. Большинство членов КЗПА пришли в организацию, столкнувшись с произволом по отношению к себе, и, сумев себя защитить, стали рассказывать, как это делать, другим водителям.

КЗПА занимается как точечной помощью по защите прав конкретных водителей, так и работой с органами власти и ГИБДД по изменению ситуации в дорожном движении в целом, вносит свои предложения при разработке различных нормативно-правовых актов, участвует в судебных процессах, проводит обширную консультативную работу на телевидении, в прессе и, конечно, в интернете – форум КЗПА ежедневно посещают несколько сотен пользователей.

КЗПА – некоммерческая организация, поэтому вся работа ведется на общественных началах. У организации нет даже расчетного счета, на который можно было бы перечислять деньги. У комитета есть серьезные достижения. Так, активисты через суд сумели заставить ГИБДД отменить незаконную доплату при выдаче пластиковых водительских удостоверений сначала в Екатеринбурге, а потом и по всей стране, «протолкнули» свои поправки в несколько законодательных актов, не говоря уже о сотнях возвращенных водительских удостоверений, отмененных постановлений, побед в судах над страховыми компаниями и банками.