Газета,
которая объединяет

Театр, устремленный к душе

К юбилею педагога – воспитателя артистов
Рубрика: от

Она появилась в Воронеже более 40 лет назад и стала преподавателем института искусств. Вскоре возглавила кафедру мастерства актера. Воспитывала будущих артистов, среди которых – немало заслуженных и народных, работающих не только в театрах страны, но и в кино, и на телевидении.

Деятельность профессора воронежской академии искусств Виолетты Владимировны Тополага отмечена престижной премией имени народного артиста СССР М.И. Царева в номинации «За успешное воспитание актерской смены».

Березовая Роща

Виолетта Владимировна Тополага – из той замечательной плеяды первых преподавателей, создававших славную биографию института искусств (ставшего академией и переехавшего в Северный район). Хорошо помню неповторимую атмосферу нашей уютной альма-матер в Березовой Роще: знаменитую мраморную лестницу, расходящиеся от нее коридоры с таинственными дверями на каждом этаже, упражняющихся повсюду друзей-музыкантов, очаровательных девушек, спешащих в танцевальный или спортивный залы, вечно что-то репетирующих и отрабатывающих приемы сценического боя начинающих актеров с их бесконечными монологами. Помню и непременные афиши наших нашумевших спектаклей, расклеенные по всему городу, фотографии выпускников в фойе студенческого театра, и тех удивительных педагогов, которых пригласили в начале 70-х московские подвижники – создатели театрального факультета в Воронеже: профессор ГИТИСа Ольга Ивановна Старостина и доцент (ректор) Щукинского училища Борис Григорьевич Кульнев. Именно они были основателями нескольких ВУЗов искусств в нашей стране и за рубежом. Работали и во Владивостоке, где их воспитанницей в 60-е годы оказалась Виолетта Тополага. Ее одной из первых они и позвали в наш город.

Без эпатажа и экзальтации

Спектакли «Привычное дело» Белова, «В день свадьбы» Розова, «Что тот солдат, что этот» и «Трехгрошовая опера» Брехта, «Пять вечеров» и «Мать Иисуса» Володина, «Женитьба Бальзаминова» Островского, «Прошлым летом в Чулимске» Вампилова, «Таня» Арбузова и другие, поставленные на курсах Виолетты Владимировны, явились значительными событиями культурной жизни города. В поле ее творческих интересов, кроме Станиславского и Немировича-Данченко, входили Михаил Чехов и Вахтангов, Завадский и Товстоногов, Ефремов и Гончаров, Эфрос и Фоменко, прибалтийские режиссеры Каарел Ирд и Мильтинис, а вместе с ними – Стрелер, Бергман, Брук… С этими выдающимися деятелями сцены Тополага находила созвучие, черпала у них вдохновение и силы, а их мысли и открытия стремилась передавать воспитанникам. С огромным уважением и вниманием Виолетта Владимировна относилась к достижениям Малого театра, пронзительным новациям Таганки, поискам Анатолия Васильева, раннего Виктюка, Додина, Гинкаса, Яновской…

Свой опыт, творческий и жизненный, она воплощала в уроках школы русского психологического театра, чуждого эпатажу, экзальтации и дешевым эффектам. Она учила (и продолжает учить) театру, устремленному к душе человека, уверенная в том, что на сцене должен быть живой человек, со своими проблемами и вечными вопросами бытия, на которые он неустанно ищет ответы…

При вручении дипломов Виолетта Владимировна подарила каждому из нас миниатюрное сердечко на память. Этот знак оказался весьма символичен, ибо в каждого студента она старалась вложить частицу своего сердца – искреннего и неравнодушного.

Владимир МЕЖЕВИТИН

Справка «Берега»

Два сына Виолетты Владимировны – Георгий и Константин – стали актерами. Они активно снимаются в кино (Константин – заслуженный артист России). Муж, Эдуард Тополага, ушедший из жизни несколько лет назад, был интереснейшим режиссером-документалистом, работал на воронежском телевидении.