Газета,
которая объединяет

Безграничные возможности

Как среду обитания сделать для инвалидов более доступной
Рубрика: от
Автор:

Для того, чтобы инвалидам жилось легче, государство выделяет немалые деньги. Да и закон чаще всего на стороне тех, кто слабее. Вместе с тем, до сих пор многим людям с ограниченными возможностями приходится проявлять безграничную волю для выживания в некомфортной среде. Почему так получается, и как сделать среду обитания «других» реально доступной?

История страдания

Корреспонденты «Берега» побывали в учебно-ресурсном центре «Доступная среда», который располагается по адресу: Московский пр., 101. За полугодовое существование учреждение стало эталоном «безбарьерки» – здесь есть все для комфортного пребывания и больных, и здоровых. Вместе со специалистами центра мы попытались выяснить: почему наше городское пространство пока мало приспособлено для нужд инвалидов.

О недоступности Александр Попов, руководитель учебно-ресурсного центра знает не понаслышке – самому уже несколько лет приходится перемещаться в инвалидной коляске. Борьба за свое безбарьерное пространство у него началась в 2011 году.

– Я решил установить пандус в подъезде дома, – поделился с нами Александр, – поскольку знал: скоро у меня откажут ноги. К тому времени я ходил с трудом, держась за стенки.

Однако воплотить в жизнь обозначенные в законах права на комфортные условия оказалось непросто. Если переделка квартиры затруднений не вызвала, то с адаптацией подъездной группы пришлось изрядно «подсуетиться». Установка простого пандуса обернулась для молодого человека тремя годами переписки с инстанциями разных уровней. И только после иска в суд управляющая организация взялась за оборудование пандуса. Хотя сотрудники УК уверяли, что это «технически невозможно».

– В процессе установки, – вспоминает Александр, – мне пришлось четыре раза приостанавливать работы! Потому что подрядчики не раз отступали от проекта, пытались сделать проще и быстрее за счет качества. Вот тогда и задумался: что же творится в нашей стране и в нашем городе? Я решил узнать, кто же у нас в Воронеже предметно и конкретно занимается «безбарьеркой». Оказалось, в этой сфере у нас, по большому счету – пустота.

– Нет четких нормативных указаний сверху, – поясняет Александр, – непонятно, кто и за какие средства должен создавать элементы доступности на объектах, кто должен принимать работы и отвечать за их невыполнение. И самое страшное – сами инвалиды не пытаются серьезно исправить ситуацию – а это значит, запроса от соответствующего общества на «безбарьерку» – нет. Я сравнивал наш город с другими городами, и понимал: сравнение не в пользу Воронежа. Тогда и решил сам заняться темой доступной среды вплотную.

С комфортом

Для начала Александр проанализировал, как реализовывалась программа «Доступная среда» в регионе два года назад. Выяснилось: были ошибки, которые необходимо исправлять.

– На этом этапе стало ясно: людей нужно обучать, строителей и подрядчиков – консультировать еще на стадии проектирования какого-либо сооружения. И еще – нужен единый межведомственный координационный центр, который бы и осуществлял консультативную поддержку и профессиональный контроль создания безбарьерной среды.

Так и появился учебно-ресурсный центр «Доступная среда» на базе Коминтерновского районного общества инвалидов. Само помещение центра – пока лучший в регионе образец «безбарьерки».

– Здесь мы реконструировали все полностью, и сделали наглядный пример доступной среды, – пояснил Александр.

Офис центра получился, действительно, очень комфортным для всех. На входе – трехуровневый пандус с углом наклона в пять градусов – по такому удобно подниматься не только человеку в инвалидном кресле, но и, к примеру, женщине с коляской.

Возле дверей – кнопка вызова администратора, табличка продублирована шрифтом Брайля (для глухонемых), никаких высоких бордюров возле помещения и порогов на входе. Интерьер также выполнен по самым высоким требованиям доступной среды – просторная зона «ресепшен», низкие столы и мягкая мебель с низкими подлокотниками, в кухне все приборы расположены на высоте, удобной для «колясочников». Помещение оснащено средствами ориентации для незрячих и слабослышащих людей. Кстати, таблички с надписями азбукой Брайля, мнемосхемы, – первые в регионе – изготавливает сам ресурсный центр.

Чем здесь занимаются? Всем, согласно замыслу, и даже больше: специалисты по доступной среде консультируют подрядчиков и строителей, рассказывают, как лучше установить пандус, оборудовать санузлы для людей с ограничениями здоровья, расширить двери, создать системы ориентации, обучают, как содействовать людям различных категорий инвалидности.

А еще здесь помогают в трудоустройстве инвалидам, обучают их работать удаленно по самым востребованным специальностям.

– Считаю, что вся реабилитация инвалидов состоит из трех частей: медицинская помощь, адаптация среды и самореализация через работу, – уверен Александр Попов.

Для начала в центре человека анкетируют: выясняют, какие у него есть навыки, опыт работы, готовность к труду. Затем – два пути. Либо специальный тренинг «Клуб ищущих работу» – для тех, кто никогда не трудоустраивался или пока не готов к этому. Либо – подбор вакансий. При этом соискателя курирует сопровождающий, он же общается с работодателем, будущим коллективом – чтобы те знали, как взаимодействовать с новым сотрудником. Остались еще в обществе и страхи, и предрассудки, признает Александр Попов. Но в то же время появляются и новые «незашоренные» предприниматели, смело принимающие на себя социальную ответственность и получающие взамен отличных, высокомотивированных, лояльных сотрудников.

Кстати

До сих пор остается актуальной проблема транспорта для людей с ограниченными возможностями. На сегодня социальное такси действует только в рабочее время. Да и водители порой даже не в курсе, что у их авто есть такой пандус. И к тому же, чтобы подъехать к автобусу, колясочнику часто нужно преодолеть высокий бордюр перед остановочным пунктом.

В настоящее время запланированы меры по совершенствованию работы «социального такси». Департаментом транспорта и автомобильных дорог совместно с администрацией Воронежа уже приобретено 37 единиц полунизкопольных автобусов большой вместимости, проведена работа по установке и модернизации светофорных объектов, оборудованных с учетом требований программы «Доступная среда».

В тему

Воронежская область подключилась к госпрограмме «Доступная среда» в 2011 году. В рамках программы некоторые школы региона приобретают оборудование для адаптации учебных заведений к обучению детей с ограниченными возможностями. Так в 2015 году две воронежские школы впервые открыли ресурсные классы для ребят с расстройствами аутистического спектра. К концу этого года к программе должны присоединиться еще 156 школ Воронежа и области.