Газета,
которая объединяет

Эти разные, разные лица

Кто и с чем выйдет на театральную сцену шестого Платоновфеста
Рубрика: Культура№ 6 (1985) от
Автор: Оксана Мишина

Со 2 по 14 июня в Воронеже пройдет очередной Платоновский фестиваль искусств – шестой по счету. Традиционно дирекция форума знакомит прессу с его содержанием, начиная с театральной программы: ее позавчера анонсировал в Домжуре художественный руководитель Платоновфеста Михаил Бычков.

С русскими субтитрами

Прежде чем перейти к представлению спектаклей, докладчик сообщил: шестой фестиваль будет отличаться новым фирменным стилем. В смысле символики. Ее разработал выпускник Британской Высшей Школы Дизайна, воронежец Стас Неретин; платоновский проект – его дипломная работа. «Это то, что сегодня принято назвать айдентикой, – пояснил Михаил Владимирович. – Стас подарил свою работу дирекции».

Отдельные блоки театральной программы – зарубежный театр и Платоновская подпрограмма; продолжится также реализация проекта «Золотая Маска» в Воронеже». «Импортная сцена» для начала пригласит зрителей полюбоваться «Носорогами» Румынского Национального театра города Крайовы. 2, 3 и 4 июня этот спектакль пройдет в Воронежском концертном зале (большая сцена). «Носороги» поставлен по пьесе одного из основоположников театра абсурда Эжена Ионеско американским режиссером Роберт Уилсоном. Это – культовая фигура; Уилсон создает на сцене свою математически выверенную вселенную, в которой театр, кино, цирк и современное искусство соединяются в одном измерении.

Мастерство знаменитого швейцарского режиссера, клоуна, хореографа Даниэле Финци Паска можно оценить, побывав на его спектакле «Белое на белом»; он запланирован на 2, 3 июня в театре драмы им. А. Кольцова (большая сцена). Это трогательный спектакль-клоунада в исполнении театральных актеров с цирковым прошлым, созданный в фирменной эстетике Финци Паска, которую сам Даниэле называет «театром ласки». Спектакль идет на английском языке с русскими субтитрами.

Предупреждение человечеству

5, 6 июня – «Сплетение»: потрясающий образец «физического театра», танцевальный «портрет» японской балерины Каори Ито, созданный французским хореографом Орельеном Бори. В постановке, которая пройдет в театре драмы (большая сцена), исследуются взаимоотношения человека и окружающей среды. Пространство обозначено тысячами нитей, натянутых между потолком, и балансирующим в воздухе полом; для того, чтобы двигаться, танцовщице нужно войти с ним в контакт, сплестись и стать одним целым.

6, 7 июня в Камерном театре (большая сцена) можно будет увидеть живой хореографический фильм «Идеальный сад»; его привезет театральная компания Liquid Loft, Австрия. Художественный руководитель и хореограф – Крис Харинг. Спектакль, в котором почти нет текста (звучат несколько диалогов на немецком языке), показывает, как обычный ужин превращается в головокружительное путешествие в макро- и микрокосмос. Зритель видит два плана: пластический театр на сцене и изображения причудливых вселенных на экране, которые создают не просто визуально красивый натюрморт, но и философское предупреждение человечеству.

13 и 14 июня в театре драмы (большая сцена) «Сванхильд» – мировая премьера неопубликованной пьесы норвежского классика Генрика Ибсена. Спектакль поставил Ларс Ойно – основатель и художественный руководитель норвежского Грюсомхетенс Театра. На сцене режиссер и актеры воссоздают срез общества середины XIX века так, что кажется, будто время остановилось…

8, 9 июня в театре юного зрителя – «Город», остросюжетная хип-хоп опера, остроумное и смелое англоязычное шоу с хорошим юмором, созданное в стилистике детективов и фильмов-нуар 40-х годов. Историю о тщеславии, страсти и убийстве, положенную на ноты, расскажет израильская компания «Инкубатор Театр» (Incubator Theatre). «Расскажет» в нашем случае – метафора: герои разговаривают со зрителем языком рэпа и бит-бокса, а женский вокал звучит под аккомпанемент гитары и синтезатора.

Под «Маской»

В традиционную для фестиваля «Платоновскую программу» вошли три спектакля. 10 и 11 июня «Чевенгур» на большой сцене театра драмы представит московский Театр ОКОЛО дома Станиславского; режиссер – Юрий Погребничко. В спектакле соединились два текста – фрагменты «единственного завершенного романа в творчестве Платонова» и сцены из рассказа Хемингуэя «Убийцы». Такой необычный симбиоз вполне соответствует стилистике театра ОКОЛО, в котором главную роль играют не столько логические, сколько ассоциативные связи.

Театр-студия Олега Табакова (Москва) 5 и 6 июня в театре юного зрителя покажет «Епифанские шлюзы». Режиссер Марина Брусникина наполнила новыми смыслами это непростое для постановки произведение – повесть о вечном движении колеса русской истории, когда судьбы людей петровского времени странным образом оказываются близки судьбам людей эпохи индустриализации. Весь спектакль, уверяют специалисты, это урок русской литературы. Увидим мы – 10 и 11 июня в ТЮЗе – и очередную «Платонов. Фро», поставленную в Школе-студии МХАТ Михаилом Рахлиным (курс Виктора Рыжакова).

Сотрудничество с «Золотой Маской» обернется представлением воронежцам ведущих театров страны. 9 и 10 июня в ВКЗ пройдут «Три сестры» по пьесе Чехова в режиссуре модного нынче Тимофея Кулябина (театр «Красный факел», Новосибирск) – спектакль играется на языке глухонемых. «Пьяные» по пьесе Ивана Вырыпаева (режиссер – Андрей Могучий, БДТ имени Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург) также расположатся в ВКЗ, равно как и «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова («пугающе актуальный, обжигающе современный», по характеристике Бычкова, спектакль); режиссер – Кирилл Серебренников (Гоголь-Центр, Москва).

По совокупности спектакли грядущего Платоновфеста представляют самые разные лица сегодняшнего театра, подытожил Михаил Владимирович. Ведь сегодняшний театр – синтез самых разных выразительных средств, активное использование языка человеческого тела, новых театральных языков и диалектов.

– Очень хотелось бы, чтобы наша публика, прошедшая через пять фестивалей и уже очень немало повидавшая, восприняла бы эту программу с интересом, любопытством и ожидала бы от нее, прежде всего, открытий и сюрпризов. Чего-то нового, – заключил худ­рук. – Театр, по моему убеждению, должен не развлекать, а дарить сильные художественные впечатления, заставлять зрителя думать.