Газета,
которая объединяет

Магия необычного

Город услышал «симфоническую альтернативу»
Рубрика: Культура№ 8 (1987) от
Автор: Сергей Попов

Группа Happy55 давно стала одной из визитных карточек воронежской музыки. На счету коллектива – два полноценных студийных альбома (пластинка «Волшебное слово» вышла под знаменитым лейблом Андрея Гаврилова SoLyd Records), участие в престижных российских фестивалях «МузЭнерго», «ProgDay», «Усадьба Jazz», неоднократные выступления в Европе. А теперь еще и опыт работы с симфоническим оркестром.

Концентрация новаторских мыслей

Премьера нового для нашего города музыкального формата – «симфонической альтернативы» – состоялась 31 января в Воронежском концертном зале. В тот вечер Happy55 и Симфонический оркестр ВКЗ под управлением Евгения Мингалева сыграли программу, состоящую из произведений композитора Ярослава Борисова (его принято считать лидером Happy55, хотя сам Ярослав подчеркивает, что творчество группы – «сумма» изобретений всех участников команды).

Идея оркестровать произведения коллектива появилась еще в 2013 году, но тогда, в силу разных причин, не случилось. Тем не менее, когда двумя годами позже Мингалев озвучил Борисову ту же мысль, она не показалась чем-то несбыточным: внутренне музыканты группы уже были готовы к подобному повороту. Идея дождалась своего времени.

– Я очень благодарен руководству оркестра за то, что пригласили меня в коллектив и дали полный карт-бланш – только, мол, делай качественно! – отметил на предконцертной пресс-конференции дирижер Евгений Мингалев. – Репетиции нашей программы были выматывающими. Поздно вечером возвращались домой – и сразу падали без сил. Концентрация новаторских музыкальных мыслей оборачивалась бешеной энергетикой.

Во все легкие – творческие

Ярослав Борисов заметил, что язык академической музыки ему хорошо знаком, поэтому проблем в работе не возникло.

– Оркестровкой я занимаюсь только полгода, – рассказал композитор. – Но если говорить о том, что получилось – мне оно не кажется «сырым» или недоработанным. Ни в одной детали. Мы сделали все равно то, что хотели. Пяти репетиций вполне хватило. Конечно, если бы была возможность провести еще пять – получилось бы еще лучше, а десять – просто фантастика. А уж проехаться в гастрольном туре таким составом – так к шестому концерту стены рушились бы от удовольствия! Я два раза был в гастрольном туре и знаю, что на протяжении первых двух-трех концертов твои творческие легкие только набирают воздух. А уже с пятого-шестого можно делать на сцене все, что хочешь.

Что касается критериев отбора произведений, то объединяющим фактором здесь явилось звучание оркестра – некое тембральное единство. Материал-то – совершенно неоднороден, вещи очень разные.

На вопрос о возможности студийной записи музыканты ответили, что записать программу хотелось бы, но пока решено «не загадывать».

В чистой одежде

Задумывая новый проект, Борисов и Мингалев решили выяснить: каков он, музыкальный язык современного города в «классическом» звучании? Ярослав пояснил: программа включает в себя все актуальные (в той или иной степени) способы звукоизвлечения на сцене. Есть набор академических инструментов, есть масса «электроники» и вариантов ее обработки, есть «живой» вокал.

Такая смесь «всего со всем» дала совершенно неожиданный, яркий и запоминающийся вкус, расщепленный на множество оттенков. Первую вещь, «Все зеленое», оркестр сыграл без группы, задав необходимый тон будущему действу. Скрипичная кварта, две чередующиеся ноты, появилась как будто ниоткуда, спустя какое-то время сменившись тревожными тонами, почти тут же обращенными в радостную гармонию. Демонстрируя магию необычного, неочевидного содержания, оркестр вел линию исключительной естественности мелодических ходов.

Следом вышла группа. В явно «не оркестровых» одеждах. Музыканты, правда, решили не облачаться ни в какие специальные униформы, предпочтя стиль «кэжуал», что тут же и обыграл Ярослав во вступительном слове: «Наш внешний вид в какой-то степени подчеркивает отход от традиций, но все это – новое и чистое». Публика юмор оценила.

«Хиты» и классика

Оценила она и новую композицию «Теплые вещи», которая должна войти в готовящийся третий альбом Happy55. И действительно – очень любопытно получилось. С сочной динамикой, легким «мерцанием», игривыми клавишными пассажами и предельно деликатной электроникой. Мягкие экспрессивные «повороты» и смены темпоритма не сильно влияли на смену настроения у слушателя – все потому, что развитие темы в рамках этой вещи не означает ухода от первоначальной идеи.

Композиция «Восемь», послужившая, по признанию автора, импульсом к созданию проекта, «пришла» в программу из альбома «Волшебное слово». Оркестровая версия только подчеркнула «индивидуальный голос» этой вещи, построенной на увеличенных и уменьшенных аккордах с множеством переходов, «цепляющих» своей неожиданностью. Вообще оркестр в целом свою задачу выполнил «на ура»: вся его мощь явилась лишь дополнением к тому, что делала группа. А не наоборот.

Потом к сценическому ансамблю добавился еще один элемент. Замечательная певица Юлия Паршина, известная воронежским меломанам по участию в проекте «Цёй» и спецпроекте Камерного театра «Fragile/Хрупкое», помогла воплотить идею «сложения» академической эстетики с чувственным вокалом. Гармония, по сравнению с прочими номерами программы, оказалась более «причесанной». Но при этом весьма и весьма нетривиальной. Еще более доступным оказался вокальный номер «Тени», который Ярослав окрестил «современной поп-музыкой». Позже пользователи социальных сетей назовут в отзывах ее «хитом» – и совершенно по делу. Вещь на стихи Беллы Ахмадулиной «Воздух августа» стала еще одним ярким вокальным эпизодом с участием Юлии Паршиной.

Сложносочиненный «Большой строительный этюд» явил слушателю чуть ли не «индастриал», сдобренный абсолютно шизоидными звуками кларнета. Музыка стройки. Но именно музыка, а не тупая имитация шорохов и скрипов. Причем серединка этой довольно большой по метражу вещи оказалась весьма тихой и небыстрой. Глаз бури – не иначе как.

Программу завершила тема Бела Бартока из тетради «Микрокосмос». Кажется, большая часть слушателей удивилась тому, что все так быстро закончилось: они хотели еще! Отзывы говорят о том, что эксперимент однозначно стоит считать удавшимся. Многие уже ждут продолжения этой истории. На продолжение рассчитывают и музыканты.

Справка «Берега»

Ярослав Борисов окончил Воронежское музыкальное училище по классу фортепиано. В 2013 году начал сотрудничество c воронежским Камерным театром в качестве композитора, аранжировщика и актера в спектакле «День города». В 2014 году назначен руководителем музыкальной части театра, а в феврале стал соавтором и исполнителем музыкально-театрального проекта «Fragile/Хрупкое». Участник проектов «Happy55», «Другое дело и «Цёй», в которых выступает как композитор, автор текстов, вокалист, клавишник и гитарист.