Газета,
которая объединяет

Из чего же, из чего же, из чего же…

Как не наесться до смерти из красивой посуды
Рубрика: Социум№ 14 (1993) от
Автор: Оксана Мишина

Честно говоря, не могу понять людей, которые сегодня, при обилии крупных магазинов всех профилей, покупают товары на рыночных развалах, не пропуская стихийные. Да, заманчивы предложения в стиле «все по 30 руб.», но стоит ли гоняться за дешевизной, которая, в лучшем случае, здоровья не добавит? А в худшем – отнимет последнее?..

Суп с формальдегидом

Речь не только о продуктах питания: отравиться можно и непродовольственной продукцией. В частности – посудой, на вид вполне себе миленькой: стоят расписные тарелочки-салатники, приобретенные в затрапезных лавочках, за сущие копейки, а внешностью не уступают дорогим аналогам из цивилизованных маркетов.

Эксперты, однако, предупреждают: симпатичная рыночная утварь только прикидывается посудой. Есть и пить из нее нельзя: сделана из меламина. Еще в 2007 году ученые доказали, что при контакте с горячими продуктами меламиновая посуда выделяет вредные вещества. И в организм человека вместе с разогретой едой попадает два канцерогена – формальдегид и мономерный меламин. Оба способствуют возникновению новообразований – то есть заболеванию раком.

В Россию посуда из меламина поступает беспрепятственно, тогда как во многих европейских странах ее давно запретили. Правда, наши санитарные врачи оговариваются: на каждом изделии обязательно указание его назначения. Тарелка, например, должна быть снабжена надписью «не предназначена для контакта с горячей пищей». А пригодна лишь «для кратковременного контакта с холодными пищевыми продуктами». То есть в меламиновую «тару» можно положить хлеб или фрукты, и то ненадолго. А наливать суп, класть мясо или, скажем, кашу – чревато.

Сила трения

В прессе я нашла подробный рассказ о том, как столичные журналисты решили выяснить, насколько требование маркировать посуду воплощается в жизнь. На первом же попавшемся рынке нашли тарелки и чашки из меламина. Ни на одной из них – ни слова про то, что для горячих блюд они не предназначены.

Самостийные контролеры сообщили об обнаружении меламиновой посуды без опознавательных знаков «куда надо» – в Федеральное управление Роспотребнадзора. Но сотрудников этой службы информация не заинтересовала. На чистом глазу они заверили: в том, что на рынке продается опасный товар, виноваты только предприниматели! У которых – ни стыда, ни совести… Видели вы, граждане-товарищи, бизнес, который работает, исходя из запросов собственной совести? И как же надоели сказки про белого бычка…

Короче, помоги себе сам – как всегда и везде. Чтобы ядовитая посуда не попала на ваш стол – запомните несколько правил. Во-первых, взгляните на дно тарелки, салатника и иже с ними: если увидите там штамп MELAMINE – нельзя эту прелесть использовать для еды. Во-вторых, меламиновую посуду нетрудно распознать по рисунку – он, как правило, легко стирается. Просто потрите картинку: если краска сходит, перед вами красота из меламина. Кстати, яркий рисунок на меламиновой посуде – еще один ее большущий минус. Излишне пестрые краски могут быть источником тяжелых металлов (свинец, кадмий, марганец), которые имеют тенденцию накапливаться в организме и приводят к серьезным заболеваниям внутренних органов.

«Жареные» факты

Ученые до сих пор спорят, опасно или нет антипригарное покрытие сковородок и кастрюль. Эксперт ООН по химической безопасности Валерий Петросян уверен: антипригарные покрытия, сделанные из политетрафторэтилена, содержащего перфтороктановую кислоту, губительны для здоровья человека. «Специалисты, и я в частности, об этом говорят и пишут, но такая посуда по-прежнему продается», – негодует Петросян.

Перфтороктановая кислота – очень сильный канцероген. В 2010 году производство посуды с покрытием из политетрафторэтилена было запрещено в США. У нас же – пожалуйста: ешь – не хочу еду, приготовленную на вредоносной сковородке. А все потому, что производители «антипригарных» изделий истово отстаивают свою продукцию, уповая на то, что еще ни одного отравившегося таким образом медучреждения не зарегистрировали. Для наивных, опять же, оговорка: опасность «плохой» посуды в том, что отравление организма происходит постепенно, а не в одночасье – при длительном ее использовании. И пользователь ощутит на себе последствия «жареных» обедов только с течением времени, не понимая, что с ним происходит и почему.

Есть мнение

«Выделение формальдегидных смол продолжается практически все  время, пока человек пользуется посудой из меламина, – говорит Людмила  Кочергина, кандидат химических наук, ведущий научный сотрудник научно-практического Центра по чрезвычайным ситуациям и гигиенической  экспертизе Минздрава РФ. – Выделение формальдегида присуще всем  пластикам, но меламину – в особенности. Причем миграция этого вещества, то есть переход его в пищу, превышает допустимые нормы в десятки, а иногда и в сотни раз».

Со зверским аппетитом

В начале 2007 года 2200 собак и 1950 кошек в США погибли из-за отказа почек. Причиной стало употребление корма, изготовленного крупнейшим в Северной Америке производителем сухих и влажных кормов для животных. Компания Procter & Gamble установила причину гибели животных –  наличие меламина в зерновом глютене китайского происхождения. Как выяснилось, меламин добавлялся производителями для искусственного повышения в кормах показателей протеина.

Преступление и наказание

В ноябре 2009 года в Китае казнили двух обвиняемых по громкому «меламиновому делу».

Годом ранее в этой стране из-за отравления молочными продуктами умерли шесть младенцев, еще около 300 тысяч детей были вынуждены пройти курс лечения от почечных расстройств. Оба казненных – Чжан Юйцзюнь и Ген Цзиньпин – являлись высокопоставленными менеджерами молочной компании «Саньлу». Суд города Шицзячжуан признал их виновными в «покушении на общественную безопасность», а также в производстве и реализации некачественной продукции.

Всего по делу проходил 21 человек. В ходе следствия было установлено, что только в августе-сентябре 2008 года при их непосредственном участии компания изготовила более 900 тонн отравленного меламином порошкового детского питания, которое почти полностью раскупили потребители. Меламин в молочную продукцию китайские производители добавляли для завышения количественного показателя белка в продукции. Компания-производитель была вынуждена выплатить на компенсацию погибшим и  медицинскую помощь пострадавшим 902 млн юаней (свыше 130 миллионов долларов).