Газета,
которая объединяет

Территория души – женской

В Воронеже показывают творчество местных художниц
Рубрика: Культура№ 17 (1996) от
Автор: Оксана Мишина

Традиционно весна в культурном городе началась с открытия выставки произведений воронежских художниц, что развернута нынче в зале на Кирова и ждет своего зрителя в срок до 25 марта. Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство; наши талантливые землячки из года в год доказывают, что им подвластны практически все «изобразительные» техники.

Из далекой дали

Эльза Пак и Лидия Зорикова, Ирина Ворошилина и Светлана Зиненко, Валентина Богачева и Елена Зверева, Лолита Серебрянская-Симонян и Валентина Сумина… Всю сотню с хвостиком героинь «Весеннего вернисажа», естественно, не назовешь, хотя они этого заслуживают. Ведь наши современницы не просто показывают на женских выставках свое мастерство – они еще и традицию замечательную поддерживают и продолжают…

Впервые воронежские художницы объединились ради создания женской выставки в далеком 1940 году. Сколько после этого прошло показов – история умалчивает; известно только, что традиция оформилась к пятидесятым годам. И – вновь прервалась, чтобы возродиться в восьмидесятых. Усилиями, прежде всего, нашего замечательного мастера живописи Ксении Успенской; полотна художницы украшают и экспозицию 2016-го. Также возрождение традиции связывают с именем тогдашнего директора Дома архитектора Наталии Антиповой, которая разместила в руководимом ею учреждении «Весенний вернисаж».

На открытии подчеркивалось: к идее организации женских выставок относились благожелательно всегда и все. Нынешний год исключением не стал; поздравить художниц с «Весенним вернисажем» пришли их коллеги по творческому цеху – мужчины. И не скупились на комплименты.

Гармония и красота

Председатель областной организации Союза художников РФ Алексей Смирнов, не устающий подчеркивать все возрастающее качество женского творчества («женщина-художница тоньше мужчины чувствует цвет, делает акцент в работе на эмоциях»), отметил и «количественный прирост» подобных вернисажей: с каждым годом женская выставка укрупняется, авторов ее – прибывает.

– У каждой художницы – свой почерк, свое понимание прекрасного, – заметил Алексей Ефимович. – Но собранные воедино женские работы погружают зрителя в цельный прекрасный мир, полный гармонии и красоты.

Все так: красота действительно главенствует в мире воронежских художниц. Оттого так изысканны и живописны выставочные натюрморты, глубоки портреты (которых, однако, показалось, поменьше, чем на предыдущих показах), теплы композиции, особенно увековечившие детство. А еще хорошо, что женщины не старались «привязать» работы непременно к весне, ориентируясь на название вернисажа. Показали все, на что способны, продемонстрировав широту кругозора, душ и интересов; настоящий профессионал, помимо владения ремеслом, именно этим и отличается. Хотя, разумеется, не все помещенные в экспозицию работы равноценны; слабые – есть, не без этого (так, в ряде полотен многовато пестроты-суеты). Но, как ни странно, интересны и они: где автор недобирает в мастерстве – там трогает изобретательностью или непосредственностью.