Газета,
которая объединяет

Слезами «Федра» размывала грим

В столице Черноземья обосновался Московский Камерный театр
Рубрика: Культура№ 40 (2019) от
Автор: Оксана Мишина

Выставка «Театр Таирова и Коонен» стала первой в череде показов визуального искусства шестым Платоновским фестивалем искусств, что проходит в эти дни в Воронеже. Экспозиция разместилась в выставочном зале на Кирова, 8. В ней – более 70 подлинных предметов из коллекции Театрального музея имени Бахрушина: макеты декораций и персонажей (куклы), реконструкции и эскизы костюмов, афиши, раритетные фотографии.

Когда работа – дом

В числе прочих в Воронеж «приехали» работы к знаковым спектаклям Камерного – «Сакунтала» (1914), «Саломея» (1917), «Федра» (1922), «Оптимистическая трагедия» (1933), «Мадам Бовари» (1940). А также – к спектаклю, приведшему к трагическим для Камерного театра последствиям: опере-фарсу на музыку А.Бородина «Богатыри» (1936). В этих постановках блистала Алиса Коонен, чей пленительный портрет могут видеть посетители выставки на Кирова; Коонен была не только главной артисткой Камерного, но музой и женой Александра Таирова – основателя и главного режиссера театра.

Специалисты ставят Таирова (начинавшего, к слову, с актерства) в один ряд с Константином Стани­славским, Всеволодом Мейерхольдом и Евгением Вахтанговым. Реформатор сцены стремился к созданию «синтетического театра», воспитанию артистов виртуозного драматического мастерства, музыкальных и владеющих искусством пантомимы. От актера его театра требовалось блестящее освоение техники роли – внешней и внутренней. Причем создаваемый образ должен был рождаться в процессе поисков, формироваться путями «таинственными и чудесными» – и лишь после этого закрепиться в своей окончательной форме. Актеры словно «танцевали» роли-партии в согласии с ритмом спектакля, словно пропевали слова.

Для Таирова и Коонен театр стал не только местом работы и творчества, но и домом; их квартира располагалась в стенах Камерного, здесь же жили художники, оформлявшие спектакли – Павел Кузнецов, Александра Экстер, Александр Веснин, братья Владимир и Георгий Стенберги, Вадим Рындин и многие другие. Поэтому подход организаторов к обустройству выставки, украшенной интерьерным уголком легендарной квартиры знаменитой пары, как нельзя лучше влияет на восприятие зрелища: у зрителя, ступающего на красный ковер импровизированного жилища – полное ощущение настоящести происходящего здесь и сейчас.

То ли люди, то ли куклы

Акцент на той же подлинности – театральные костюмы, в которых выступали артисты Московского Камерного театра. Особо впечатляют платье и котурны Федры, роль которой в нашумевшем одноименном спектакле исполнила Алиса Коонен.

Старший научный сотрудник отдела декорационно-изобразительных материалов Театрального музея имени Бахрушина Мария Липатова, курирующая проект, подчеркнула: воронежцы первыми увидели «Театр Таирова и Коонен». Выставка сделана специально для Платоновского фестиваля, не впервые сотрудничающего с бахрушинским музеем. В столице же родины показать нечто подобное пока не удается.

– К сожалению, у нас не получилось сделать эту выставку в Москве, – призналась Липатова. – А для Воронежа мы выбрали 12 главных постановок театра, поскольку представить всю его 35-летнюю историю в рамках одной выставки очень сложно. В экспозицию, кроме всего прочего, вошли уникальные экспонаты – куклы, с которыми работал Таиров, продумывая театральные постановки. Для их изготовления в театре даже была открыта кукольная мастерская – в начале 1920-х годов. И куклы участвовали в спектаклях наряду с актерами.

Упомянула Мария и о травле, которой подверглись Таиров и его театр после премьеры злосчастных «Богатырей» (либретто Демьяна Бедного). Постановка вызвала яростное недовольство властей, ее недостатки были расценены как «выражение чуждых политических тенденций» – Камерный тогда определили как «буржуазный театр». И в 1949 году он приказал долго жить – так, опять же, захотела тупая чиновная власть; значительная часть труппы вошла во вновь организованный Драматический театр им. А.С. Пушкина. Последним ярким спектаклем таировского детища стала «Мадам Бовари» с Коонен в роли Эммы. Этот спектакль пожелала поставить сама актриса; афишу к нему называют одной из изюминок воронежской экспозиции.

прямая речь

«Театр Таирова – квинтэссенция того, что мы называем театром, – убеждена Мария Липатова. – Это было абсолютно синтетическое пространство, в котором важно все: режиссер, актер, художник, музыка, свет… Камерный удивительным образом отражал свое экспериментальное время: менялись стили, художественные «измы» – и это чутко улавливалось Московским Камерным. В сегодняшней России у театра Таирова нет последователей. А вот в Европе и Америке они есть».

справка «берега»

Камерный театр в Москве существовал с 1914 по 1949 год. Он стал ярчайшим явлением XX века, гастролировал в Европе и Южной Америке. Камерным восхищались Бернард Шоу, Бертольт Брехт и Юджин О’Нил, но даже мировое признание не уберегло уникальный театр от гибели. Сегодня в историческом здании на Тверском бульваре, 23 располагается Московский театр им.А.С.Пушкина.

по легенде

Проклятие Алисы

В 1938 году Камерный попытались объединить с «Реалистическим театром», руководимым Николаем Охлопковым. Но творческая история и принципы, исповедуемые в двух этих коллективах, были очень разными, и уже год спустя Охлопков отбыл в «самостоятельное плавание» – вместе со своими актерами. Камерный пробует выживать – ставит пьесы современных авторов, классику. В постановках заняты хорошие актеры, есть отдельные удачи, но в целом лучшие годы театра – позади. В истории он остался прежде всего ранними и поставленными в 20-е годы спектаклями, когда еще не был вынужден «ломать себя», социализироваться и революционизироваться (это удавалось Таирову и его актерам гораздо хуже, чем играть «Федру» или «Адриенну Лекуврер»). Существует легенда, что, уходя из закрывающегося театра, Алиса Коонен прокляла «это место». И с тех пор, считают театроведы, нормальная творческая жизнь там никак не наладится...