Газета,
которая объединяет

Как это есть по-английски

Всемирно известный маэстро мечтал стать дальнобойщиком
Рубрика: Культура№ 41 (2020) от
Автор: Анна Жидких

Ирландский пианист и дирижер Барри Дуглас – один из самых именитых музыкантов, выступивших на шестом Платоновском фестивале искусств. Мировую известность получил после победы на Московском международном конкурсе им. П.И. Чайковского в 1986 году. Сейчас – художественный руководитель оркестра Camerata Ireland и Клэндбойского фестиваля в Северной Ирландии.

Не в волосах счастье

В зале воронежской филармонии Дуглас исполнил сонаты Альбана Берга и Франца Шуберта, произведения Бенджамина Бриттена и Людвига ван Бетховена. Продемонстрировал, как всегда, высочайшее мастерство; издание Belfast Telegraph охарактеризовало игру маэстро как «удивительную смесь филигранного великолепия и трогательного лиризма».

Перед концертом гость из Европы встретился с журналистами – говорили о музыке и не только. Сдержанный, внимательный к аудитории, Дуглас интеллигентно благодарил прессу буквально за каждый вопрос – редкость, однако.

На замечание о том, что одной из его поклонниц является английская королева Елизавета II, музыкант отреагировал без дежурного кокетства. Сообщил, что ему всегда везло на внимание высокопоставленных особ. Участие которых в культурной жизни Англии дает людям искусства дополнительную поддержку, дарит положительные эмоции. Попутно Барри вспомнил о благотворительном концерте в помощь пострадавшим от землетрясения в Армении, на котором присутствовали принцесса Диана с принцем Чарльзом. Там же выступал Юрий Башмет.

– А у него, как вы знаете, волосы еще длиннее, чем у меня, – улыбался пианист. – Диана подошла к нам и спросила: «Почему у вас, музыкантов-классиков, такие длинные волосы?» – «Не знаем почему, – пожали плечами мы с Башметом. – Какое нам дело до волос: длинные – и длинные. Главное – музыка классная звучит…»

Любят – не любят

На вопрос о музыкальных высотах, которые, возможно, ему пока не покорились («есть ли таковые»), Барри пояснил: он всегда принимал разумные, мудрые решения. Музыканту важно понять, которые из композиторов его любят. А которые – любят не совсем.

– Наедине с собой я могу играть все что угодно, – признался Дуглас. – Как бы для себя. А для концерта выбираю лишь те произведения, с которыми мне комфортно. Про которые точно знаю, что все получится.

Также существенный момент – инструмент, на котором приходится играть. Ирландец высказался однозначно: инструмент играет огромную роль, поскольку музыкант вступает с ним в партнерские отношения. Иногда исполнитель – жертва инструмента, иногда – берет над ним свою власть, заставляя не самого высокого качества «агрегат» звучать достойно.

Про специальную гимнастику, тренирующую руки, рассказал, что пианисту она не нужна: для поддержания формы надо лишь совершать естественные движения пальцами, когда музицируешь. Не напрягать кисть. А про несбывшуюся мечту детства вспомнил, что хотел стать дальнобойщиком: «На что-то другое, – шутил маэстро, – я вряд ли способен».