Газета,
которая объединяет

«Мы готовы идти до конца»

Как жители Воронежа реализуют свое право на смену УК
Рубрика: Экономика№ 46 (1328) от
Автор: Людмила Санина

Еще одно «коммунальное» разбирательство завершено арбитражным судом Воронежской области. 21 апреля было вынесено решение об удовлетворении иска ОАО «УК Левобережного района» к ООО «Стройтрест 2П». Судья Мироненко подтвердила законность деятельности УК Левобережного района по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: ул.Танеева, 10.

А предыстория этого события такова. С мая по октябрь 2010 года по инициативе жителей ряда домов, обслуживаемых ООО «Стройтрест 2П», проводилась работа по заключению договоров с ОАО «УК Левобережного района». В результате с жильцами многоквартирного дома были заключены договоры управления. Подлинность документов проверялась в прокуратуре Левобережного района, юротделе управы района. Известно, что руководство ООО «Стройтрест 2П» было заранее предупреждено о расторжении договоров на управление этими домами, но отказалось передать правопреемнику всю техническую документацию. Более того, продолжала выставлять жителям этих домов счета на оплату коммунальных услуг. В результате вот уже несколько месяцев жители получают одновременно по две жировки, что вызывает, кроме бури эмоций, и резонный вопрос: кому же теперь они должны платить?

За справедливостью ОАО «УК Левобережного района» обратилось в суд. Как нам сообщили в управляющей компании, подготовка документов к тяжбе, длящейся с октября прошлого года, проходила в теснейшем взаимодействии с жителями этого многоэтажного дома, в чем мы смогли убедиться воочию.

Лапша на уши

Когда несколько лет тому назад началась вся эта коммунальная эпопея с выбором способа управления многоквартирными жилыми домами, жители старых зданий (а это большая часть левобережья) понимали: немного найдется желающих обслуживать их обветшавшие дома. А потому доверились в решении этого вопроса муниципалитету. Городская администрация объявила конкурс, по итогам которого дом по ул.Танеева, 10 попал в управление УК под руководством небезызвестного Федора Ковалева. Компания довольно быстро обанкротилась, на ее месте образовалась еще одна, которую постигла та же судьба.

– Как раз в этот момент к нам и пришли представители ООО «Стройтрест 2П», – вспоминает житель дома №10 по ул.Танеева Иван Бичев. – Стали звать к себе. Говорили, мол, у нас строительная организация, мы вам ремонт сделаем. И вообще много чего обещали. Мы им поверили. Как и полагается, собрали подписи, оформили протоколы и стали ждать обещанного.

Дальше слов дело не пошло. Впрочем, наш народ очень терпеливый, поэтому жители дома продолжали ждать и на­деяться почти два года, хотя уже всем было ясно, что им, попросту говоря, вешали лапшу на уши.

– Чего мы только не натерпелись за это время, – рассказывает жительница дома Раиса Балабаева. – Наш дом только каким-то чудом не сгорел. Зданию уже более 40 лет, капитально ни разу не ремонтировалось. В июле 2009 года закоротил у нас в подъезде внутридомовой кабель, напряжение в сети поднялось до 400 вольт. Хорошо, что я тогда дома была, услышала, как затрясся холодильник, моментально свет в квартире вырубила. А вот соседям не повезло, у многих тогда сгорела бытовая техника. Вызвали аварийную бригаду. Они нам сказали, что кабель нужно срочно менять. Иначе весь дом сгореть может. На следующий день мы побежали к директору ООО «Стройтрест 2П» Попову. Его ответ нас просто ошеломил: «А у меня нет денег, ждите, когда будут». Мы просили сделать хоть что-нибудь, и тогда он пообещал направить на следующий день к нам специалистов. В итоге ждали мы их не день и не два – аж до ноября, и то они всего лишь распределительное устройство нам немного подправили. А замены кабеля мы от них так и не дождались.

– Наш дом давно требует капитального ремонта, – продолжает разговор Иван Бичев. – Ходили мы с этим вопросом к Попову. Он нам пообещал подготовить все документы, чтобы включить дом в федеральную программу капремонта. Мы опять ему поверили. Стали ходить по квартирам, собирать подписи, номера «зеленок», убеждать людей в необходимости своими средствами поучаствовать в кап­ремонте. Кто с этим сталкивался, знает, что это очень большой и кропотливый труд. Но мы все сделали, отдали папку с документами Попову. А через какое-то время узнали, что наши документы утеряны и придется все заново оформлять! Сегодня попасть в программу капремонта для нас очень важно, хотелось бы, чтобы мэр помог нам в этой ситуации.

И терпению приходит конец

Перед глазами у жильцов был пример, когда несколько соседних домов сменили УК. Тогда и на Танеева, 10 провели общее собрание собственников и выбрали себе новую управляющую компанию – ОАО «УК Левобережного района».

– Мы сразу же почувствовали заботу о себе, – рассказывает жительница дома Галина Карташова, – начиная с того, что каждое обращение, каждая наша заявка четко фиксируется в УК и исполняется. Самое главное – нам практически сразу заменили кабель. А мне, например, починили текущую крышу, чего я никак не могла добиться от прежней управляющей компании. Исполнение всех работ обязательно контролируется со стороны УК: звонят, спрашивают, был ли специалист, все ли сделал, довольны ли мы? Все это так непривычно. Мы долгое время жили лишь ожиданиями и обманом, а тут начались реальные дела, дом ожил, мы стали территорию обустраивать.

– Прежний руководитель нашей бывшей УК, г-н Попов, к нам даже на собрания никогда не приходил, ни разу за два года не отчитался о проделанной работе, – говорит Раиса Балабаева. – А Болотов (директор ОАО УК Левобережного района – прим. авт.) уже в конце прошлого года прислал подробную распечатку с расшифровкой всех расходов: сколько средств поступило на наш дом и куда они израсходованы. Очень важно, что Владимир Болотов всегда доступен, к нему можно прийти на прием без записи, в любое время.

– Мы довольны решением суда, – говорит Иван Бичев.– Оказывается, закон может работать не только на Поповых, но и на нас, рядовых собственников квартир. Значит, и мы тоже имеем какой-то вес. Надеемся, что после решения суда ООО «Стройтрест 2П» наконец-то прекратит присылать нам свои платежки, да еще угрожать взыскать долги с помощью судебных приставов. Мы платим законно избранной управляющей компании, и суд доказал правоту наших действий.

Не уходи, побудь со мною…

Да, решение суда вынесено. Но только по одному дому. И в большей степени благодаря активности обычных людей. Жители другого дома – по ул.Новосибирской, 35 – надеются, что этот прецедент послужит уроком для ООО «Стройтрест 2П», которое продолжает сегодня управлять многими домами левобережья и регулярно шлет свои платежки тем, кто уже принял решение отказаться от их услуг.

– С 1 сентября 2009 года по непонятным нам причинам наш дом оказался в управлении ООО «Стройтрест 2П», – рассказывает старшая по дому Елена Болгова. – Многие жильцы даже не имеют договоров с этой УК. Так плохо, как с этой компанией, мы еще не жили. Двор вообще не убирался, подъезды тоже, электриков не дозовешься – все приходилось делать самим, однако платежки приходили исправно.

На наши звонки в УК никто не реагировал, заявки вообще не регистрировались. Не говоря уже о том, что если кто-то и попадал на прием в УК, то уходил оттуда «обласканный» нецензурной бранью.

Мы видели, что совсем иная ситуация в соседних домах, которыми управляет ОАО «УК Левобережного района», и у нас от отчаяния опускались руки. И когда терпение наше лопнуло, мы провели собрание и выбрали другую компанию. Однако наш протокол общего собрания был в УК утерян, и нам пришлось проводить собрание во второй раз. Уведомление о решении собственников о выборе управляющей компанией ОАО «УК Левобережного района» мы также дважды направляли в ООО «Стройтрест 2П».

И вы знаете, после этого вдруг начиналась необъяснимая любовь со стороны «Стройтрест 2П» к нам. Дошло до смешного. У нас работали по два дворника, два слесаря, две уборщицы – от каждой УК. Нас стали уговаривать остаться со «Стройтрест 2П». Просто удивительно: оказывается, и там, если захотят, могут хорошо трудиться. Только мы уже им не верим.

В ООО «Стройтрест 2П», похоже, еще на что-то надеются, раз продолжают выставлять счета на обслуживание. На что  – нам выяснить пока не удалось. Тем временем, ни субсчет, ни техническая документация на дом в ОАО «УК Левобережного района» так и не переданы, хотя по закону «Стройтрест 2П» обязан был это сделать сразу после того, как получил уведомление и протоколы собраний собственников жилья.

«Неужели и нам, чтобы доказать свое право на выбор той УК, с которой мы хотим работать, придется тоже пройти через судебные разбирательства, – переживает Елена Болгова, – или будет достаточно одного судебного прецедента? Но в любом случае, мы готовы идти до конца».

Помоги себе сам

С реформой жилищно-коммунального комплекса на этот рынок пришло немало «темных лошадок», учредители которых заранее имели только одну цель: получить максимум денег, а там хоть трава не расти. Большинство недобросовестных игроков, собирая деньги с населения, просто не расплачиваются с поставщиками услуг – а это основная часть средств в жировке. Причем такая ситуация характерна не только для нашего региона, но и для страны в целом.

Жилищное законодательство позволяет собственникам сменить управляющую компанию, если та не соответствует их требованиям. Однако жизнь показывает, что сделать это в добровольном порядке совсем непросто. Нередко точку в споре ставит суд.

Очевидно одно: если мы хотим жить в чистых дворах, отремонтированных домах, то должны сами проявлять активность, требовательность, инициативу. Поговорка «вот приедет барин, барин нас рассудит» уже не работает, и чем быстрее мы это пойдем, тем скорее заживем в нормальных условиях.