Газета,
которая объединяет

Нам любые дороги дороги

Автомобилистов обкладывают все большей данью
Рубрика: Социум№ 50 (2029) от
Автор: Александр Тихонов

Не так давно поездка из Воронежа в Москву обходилась автомобилистам в 500 руб., теперь же расходы приближаются к тысяче. Из общей длины М-4 «Дон» в 1500 км 400 – уже платные, из них 144 км – в Воронежской области (492-517 км и 544-633 км). И со временем одна из главных трасс, соединяющая север и юг России, станет платной полностью, несмотря на недовольство автомобилистов, бизнесменов и экспертов качеством сервиса, сильно отличающегося от западного, и частым отсутствием альтернативных дорог. Хотя по закону любой платный участок должен иметь бесплатный объезд.

Сказка стала былью

Воронежские бизнесмены давно сетовали, что платные участки трасс бьют по бизнесу сильнее, чем другие поборы с автотранспорта, и заметно повышают себестоимость их продукции. Эти участки обходятся в 2-3 раза дороже, чем даже «Платон», не к ночи будь он помянут. Который должен вроде бы бороться с перегрузами. Но из-за платных участков многие вынуждены именно перегружать транспорт и искать объездные пути. А на них порой страшно съезжать, и это лекарство хуже болезни. Да и вообще, акцизы на топливо, транспортный налог, «Платон», платные участки – за одно и то же четырежды сдирают шкуру с одной овцы! А дороги построены фактически за государственный счет, и это – пятая шкура. Причем на местах дорожные соловьи-разбойники тоже хотят снять шкурку. Например, в Липецкой и Тульской областях есть бесплатный обратный проезд в течение 12 часов, а в Воронежской – нет. Да еще и в очередях на пунктах оплаты приходится стоять.

Сказка про соловья-разбойника на дороге стала былью.

Хоть бы один воронежский бизнесмен похвалил Автодор – мол, как хорошо и удобно стало ездить по платным дорогам! Нет, ни разу. Вот и губернатор раскритиковал ремонт трассы у затора возле Лосево и настоятельно попросил Автодор вести его ночью. А от бизнесменов слышны только жалобы на тотальный прессинг – и это во время тяжелейшего кризиса!

В июле Автодор обсудил с Минтрансом проект очередного платного участка М-4 (85 км) в Воронежской области в обход Павловска и Лосево, где ежегодно возникают чудовищные пробки. Проект солидный: 35 мостов, 5 развязок и 7 площадок для отдыха – 62,37 млрд руб., строить его планируют 3-4 года. Госэкспертиза одобрила. Прогноз движения – 15 тыс. авто в сутки, разрешенная скорость – 120 км/ч.

Нанотехнологии шлагбаума

А началось все еще в 1998 году. Тогда на М-4 построили новый участок дороги в обход села Хлевное в Липецкой области, установили там шлагбаумы и открыли эру платных федеральных дорог. Старая трасса примерно такой же длины стала альтернативным бесплатным объездом, но экономия времени в пути по платному участку была очевидной.

Проезд по дорогам за деньги юридически ввел в 2007 году ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности». Он разрешал делать платными только вновь построенные или полностью реконструированные дороги с обязательной бесплатной альтернативой. Затем Госдума разрешила собирать дань на участках существующих дорог.

В Воронежской области Автодор, эксплуатирующий платные дороги или сдающий их в концессию, с 02.02.2015 г. сделал платным участок с 492-го по 517-й км трассы М-4. Фактически он пересек черту города и лишил многих воронежцев возможности бесплатно ездить на машине на работу. Левый берег оказался перегруженным, особенно в районе Остужева, Минской и Димитрова. Акции протеста и требования льготного проезда для горожан Автодор фактически проигнорировал, как и то, что эти дороги уже оплачены акцизом, транспортным и социальными налогами.

Летом 2015-го на платных участках собирались большие пробки у пунктов сбора платы. В октябре участок М-4 «Дон» с 117 км по 225,6 км в Московской и Тульской областях объявили платным – в дополнение к уже семи имеющимся участкам М-4 общей длиной 340 км в Московской, Тульской, Липецкой и Воронежской областях.

К тому времени по дороге в Москву стали платными участки в обход Воронежа (492-517 км), Задонска (414-464 км), Ельца (330-414 км), Ефремова (287-321 км), Богородицка (225-260 км) и участка в Московской области (48-71 км). Раньше из Воронежа до Москвы бесплатно доезжали за пять часов, теперь за деньги – но за восемь.

Дальше – больше. В ноябре 2015-го в Воронежской области введен еще один платный участок в 89 км; Автодор предложил объезжать его по дорогам длиной 212 км!

В декабре на платном участке от Задонска до Хлевного из трех полос можно было ехать только по «саморасчищенной» средней, вдвое медленней разрешенной скорости, а снегоуборочной техники автомобилисты не увидели, хотя о снегопаде предупреждали синоптики и МЧС. А окружная от нефтебазы в сторону Рамони и вовсе осталась без освещения.

1 января автомобилисты сообщили: на платных участках трассы М-4 в Воронежской и Липецкой областях от наледи и снега почистили только правую полосу, а левую слегка посыпали песком. 10 января управляющий филиалом ВТБ24 Дмитрий Чебряков написал в Фейсбуке: «М-4 Воронеж-Москва: очень много аварий, огромные пробки на въездах на платные участки, такие же пробки на АЗС, метель… 300 км едем 6 часов».

Есть чем гордиться

Сразу после новогодних каникул Генпрокуратура проверила тарифы на питерской трассе М-11 (43 км от Москвы до Зеленограда – 400 руб. с легковушки) и заставила Автодор снизить тарифы на треть – ими сам Путин возмутился! Зато проезд по платному участку М-4 «Дон» с 21-го до 93-го км в Московской области подорожал с 40 до 100 руб. для легковушек, и со 150 до 400 – для грузовиков.

В феврале Автодор сообщил, что платным станет участок в 228 км трассы М-4 между Ростовом-на-Дону и Краснодаром – с 1091-го по 1319-й км. На юг теперь ездить будет еще накладней.

А с 28 марта Автодор резко сократил время действия ночного тарифа на проезд воронежского участка трассы М-4 с 544 по 633 км, а также участков в Липецкой и Тульской областях – «по многочисленным обращениям автомобилистов и для того, чтобы сделать расчет проезда по дороге М-4 «Дон» более ясным и удобным».

Следом СМИ сообщили, что госкомпания Автодор получит право без участия государства определять «инвесторов» на строительство платных участков трасс. Несмотря на такую коммерческую самостоятельность, Автодор получает средства из госбюджета и Фонда национального благосостояния – того самого ФНБ, в котором аккумулируются и убогие пенсии российских пенсионеров.

Консалтинговая группа «НЭО Центр» подсчитала, что платные дороги России – самые дорогие в Европе (без учета колоссальной разницы в зарплатах и пенсиях). В соцсетях откликнулись так: это русский бизнес, бессмысленный и беспощадный – максимальные тарифы при минимуме вложений. Асфальт подлатали, поставили будки и шлагбаум – готовьте бабло. А Воронежу можно особо гордиться: только у нас есть платная кольцевая дорога в черте города!

P.S. Автодор не комментирует никакие акции протеста и претензии; у него все руководство в Москве и оперирует сотнями миллиардов – ну что ему простые воронежцы?

КСТАТИ

В июне российский Фонд прямых инвестиций сообщил, что вложит 7 млрд руб. в реконструкцию трассы М-4 «Дон» на участке Ростов-на-Дону – Краснодар (1091,6 – 1319 км). И до конца 2017-го он тоже станет платным.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

С 27 июня еще один участок – с 98-го по 211-й км трассы М-4 «Дон» в Московской и Тульской областях – стал платным. «Платон» пообещал для легковушек с транспондерами скидку до 30 сентября в 60% на дневной тариф и 20% на ночной. А без транспондеров для легковых авто – 150 руб. днем, 100 ночью; для среднегабаритных – 220 и 150; для грузовиков и автобусов – 300 и 200; для грузовиков и автобусов 2-го класса – 450 и 300.