Газета,
которая объединяет

Налог или акциз?

Дорожный фонд – как «бездонная бочка»
Рубрика: Политика№ 59 (2038) от
Автор: Иван Надвоицкий

Более 30% жителей Воронежской области неудовлетвори-тельно оценивают качество дорожного ремонта, проводимого в регионе. Еще 50% считают, что вновь отремонтированные дороги «умирают» в первые же три года работы. Такие данные содержит доклад Счетной палаты РФ, специалисты которой рассмотрели эффективность использования межбюджетных трансфертов, предоставленных области в 2014 и 2015 гг.

Лимиты – по боку

Общественное мнение, конечно – явление в значительной степени субъективное, но оно подтверждено статистикой. Так, по данным ГИБДД, в 2015 г. в регионе на 16% выросло число ДТП, произошедших из-за неудовлетворительного состояния асфальтово-дорожного покрытия.

Казалось бы, о чем говорить, когда нет денег на проведение качественного ремонта? Но деньги-то как раз есть!

Так, отмечают специалисты палаты, в Воронежской области при прогнозируемых на 2015 г. доходах от акцизов на нефтепродукты в сумме 2,4 млрд руб. фактически поступило 3,8 млрд руб., или в 1,6 раза больше прогнозного значения. Плюс в качестве тех самых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета регион получил дополнительно 1,43 млрд, а еще же есть и транспортный налог!

При этом в деятельности государственных и муниципальных структур, ответственных за проведение дорожных работ, были отмечены многочисленные нарушения.

В одном случае, например, муниципалитет оплатил без малого 200 млн за работы, не обозначенные в утвержденном перечне, в другом – дополнительно укреплялся щебнем участок дороги, находящийся на реконструкции – то есть одни и те же работы были оплачены из бюджета фактически два раза. А региональный департамент транспорта и автомобильных дорог заключал государственные контракты с превышением лимита, нарушив закон о контрактной системе на 85 млн руб. Все эти данные были доведены Счетной палатой по результатам проверки до сведения губернатора Воронежской области Алексея Гордеева.

В поисках справедливости

Столь крупные нарушения возможны только в одном случае: когда у ведомства, ответственного за производство работ, на руках имеются значительные средства на их выполнение. Правда, в данном случае средства эти буквально вырваны из рук рядовых автомобилистов.

Известно, что в 2011 г. правительство РФ под давлением партии «Справедливая Россия» согласилось с тем, что транспортный налог как таковой следует отменить и включить его в акциз на бензин. Принцип здесь прост: чем больше ты ездишь (следовательно, разрушаешь дороги), тем больше платишь. Ведь среди владельцев машин есть те, кто пользуется ими только в теплое время года или только по выходным. Почему же они должны платить столько же, сколько те, кто передвигается по ним ежедневно?

Плюс уровень собираемости транспортного налога в Воронежской области, например, составляет 90%. И стопроцентным он не будет никогда – в отличие от акциза, который платится автоматически с каждого литра топлива. Соответственно, не хочешь платить – пересаживайся на велосипед.

Но когда проект документа поступил в Госдуму, он был принят в редакции, предложенной фракцией «Единая Россия». В результате и акциз ввели, и транспортный налог не убрали. Более того: стали повышать акциз каждый год, и сегодня он уже составляет 9 руб. с литра. Таким образом, российских автовладельцев обязали платить за одно и то же дважды и, по подсчетам экономистов, за последние три года они отдали казне уже более триллиона рублей!

В конце июля лидер «эсеров» Сергей Миронов внес в Госдуму законопроект об отмене транспортного налога как такового уже с 1 января 2016 г. – чтобы завершить переход к дорожным сборам в виде акцизов на топливо. Ранее подобные инициативы председателя фракции «Справедливой России» неизменно наталкивались на сопротивление парламентского большинства. Однако новый законопроект будут рассмат­ривать уже депутаты Госдумы VII созыва – соответственно, пройдет он или нет, будет зависеть от того, кто займет депутатские кресла после 18 сентября…